Взаимодействие учителя дефектолога и педагога психолога по коррекции познавательной сферы у дошкольников с ОВЗ

В 90-е годы XX века в России в результате демократических перемен, гуманизации специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека, в том числе Конвенции о правах ребенка, произошли кардинальные изменения в системе помощи детям с отклонениями в развитии.

Но до настоящего времени не создана единая государственная система своевременной комплексной квалифицированной помощи проблемному ребенку разными специалистами на этапе раннего выявления недостатков развития, дифференциальной диагностики, просвещения родителей, а также комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Педагогический процесс в нашем детском саду осуществляется с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения и имеет цели – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, коррекцию недостатков в развитии посредством компенсаторных механизмов, социальную адаптацию особых детей к современной жизни.

Отсутствие или значительное снижение зрения в период развития зрительной системы приводит к существенным отклонениям в развитии ребенка, снижает запас зрительных представлений. В результате он получает не- полную, искаженную информацию о предметах и явлениях окружающего мира.

Следовательно, дети, имеющие патологию зрения, нуждаются в специально созданных условиях, обеспечивающих медицинскую и педагогическую коррекцию. Различного рода заболевания глаз сопровождаются рядом нарушений зрительных функций: снижение остроты зрения, четкости видения, выделения цветности, контрастности, нарушение поля обзора, бинокулярности, стереоскопичности зрения.

Интересно
Отсюда неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительного восприятия, обедненность представлений и образов окружающего мира. Нарушение в работе зрительного анализатора вносит своеобразные изменения в целостную структурную организацию психического развития ребенка, что обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение эмоционально-волевой сферы, восприятия, внимания, мышления и речи.

Это проявляется в неуверенности, скованности, агрессивности, повышенной невротичности, неадекватности поведения, снижении познавательного интереса и желаний у ребенка к общению, самопроявлению.

Нарушение зрительных функций и психофизического развития детей указывает на необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка, и создания определенной системы помощи: медицинской и психолого-педагогической (соблюдения особого режима дня, создание развивающей среды, проведение специализированных занятий, активное проведение лечебных и профилактических мероприятий).

Сложность, многообразие и специфика развития детей с нарушением зрения требуют системного подхода к использованию психокоррекционных технологий. Важно, чтобы психологическая коррекция детей с проблемами в развитии носила опережающий характер.

Она должна стремиться к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе, т.е. на зону ближайшего развития, в соответствии с законами и требованиями возрастного периода и формирования личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)