Из истории психологии
Знание истории психологии является важнейшей частью современной психологии.
Согласно Роговину и Залевскому знания по психологии делятся на три вида:
- Первый вид – знание о психических процессах и специфических особенностях.
- Второй вид – знание о самом процессе психологического опыта. Знание о том, как добывается, фильтруется и совершенствуется знание о психике.
- Историческое знание – этот вид знаний дает нам понять хронологию становления истории самой психологии и понять, каким образом сформировывалась психология с начала времен.
Знания истории очень важны в психологии. Ведь главной задачей психологии является понять, кто есть человек на самом деле. Узнать какое место человек занимает в обществе. Дать полную характеристику всем чертам характера и проанализировать его внутренний мир. Иными словами, понять, что он из себя представляет.
Еще отец психологии Аристотель в своих трудах указывал историко-психологическое знание. Он утверждал в своей работе «О душе», что для дальнейшей оценки души человека необходимо прислушаться за мнением предшественников и только тогда огласить и свое мнение.
Среди первых первопроходцев, писавших различные сочинения и тракты об истории психологии, был Фридрих Август Карус, который был сподвижником Канта и Якоби. У него есть много трудов, посвященных психологии, и про историю психологии в том числе. На сегодняшний день они имеют очень большую ценность. Преемником Каруса стал шотландец Стюарт, написавший знаменитое сочинение «Диссертация». Немаловажные роли сыграли также Р. Блэкки, Г. Зибека и другие.
В России признание в области истории психологии получили такие выдающиеся личности, как А.В. Петровский, А.Н. Ждан, М.Г. Ярошевский, В.А. Якунина, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, В.В. Большакова, А.А. Никольский, К.А. Абульханова-Славская и другие. Эти ученые оставили большой след в истории психологии. В частности, предложенные ими теории и концепции, сыграли важную роль в становлении истории психологии как целостной науки.
Самой яркой считается концепция М.Г. Ярошевского. Он по итогам многолетней работы создал концепцию, по которой история психологии не похожа на истории остальных наук. Его концепция основывается на том, что история психологии не просто описание с изложением некоторых дат, фактов и так далее, а нечто большее.
Его подход позволяет под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объяснительных принципов и проблем. Этот подход реализуется благодаря ориентации на метод категориального анализа, цель которого – выявить закономерный и системный характер преобразований научных знаний о психике.
Тем самым история психологической науки смыкается с ее методологией. М.Г. Ярошевский вместе с В.А. Петровским попытались упорядочить все концепции психологии и внести догму в уже сконструированную систему, благодаря которой четко укрепилась бы новая наука – теоретическая психология.
строй со всеми категориями, принципами, проблемами, возникающими на историческом пути психологии, а также познание личности и человека, как главная задача сформированной дисциплины.
Эта работа стала основным фундаментом теоретической психологии, и ее значимость трудно переоценить. Это единая система, в которую авторы включили 24 основные категории. Они выделили протопсихологическую категорию – организм, потребность, реакция, сигнал, различение, аффективность; базовую категорию – индивид, мотив, действие, образ, отношение, переживание; мета-психологическую категорию, экстрапсихологическую категорию и так далее.
Трудно не согласиться с этой проделанной великой работой, так как необходимость в такой систематике была острая. Еще в прошлом веке Шпрангер говорил, что психическое нужно объяснять только психическим. Еще одной важной концепцией стала работа А.Н. Ждана.
Данная работа является фундаментальным исследованием. В ней раскрывается сущность психологии и этапы его развития в России, а также отличия психологии как науки в России и в мире. Она позволяет сопоставить развитие психологии в России и сравнить с тенденциями психологии, которых придерживаются в остальном мире.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Связь семейного воспитания с агрессией подростков
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу