Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками

В настоящее время проблема конфликтов в подростковой среде приобрела небывалую актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликт является важнейшей формой взаимодействия людей между собой. Данная категория определяется по-разному.

К примеру, Большой психологический словарь трактует понятие следующим образом: конфликт – актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов, столкновения самих оппонентов.

Подростковая среда часто сопровождается конфликтами, так как это всегда противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного и индивидуального развития и реальных ситуаций преодоление, которого приводит участников на новый, более высокий, уровень индивидуального и личностного развития.

Неблагополучие в отношениях подростков между собой, разрыв отношений друг с другом имеет для них многосторонние отрицательные последствия, как в плане возникновения тяжелых переживаний, так и формирования его личности в целом. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта.

Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка. В качестве технологии нами было принято решение взять за основу профилактику межличностных конфликтов у подростков. Профилактика межличностных конфликтов подростков должна трактоваться достаточно широко и включать в себя – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию главных причин и условий, появляющихся различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Неоспоримым является тот факт, что профилактика будет считаться основной работой для предотвращения и наиболее грамотного выхода из конфликта, если таковой уже состоялся.

На первом этапе нашей работы, нами была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая включала в себя ряд методик, отвечающих запросам нашего исследования. По результатам диагностики, было выявлено, что у большинства подростков выявлен высокий уровень конфликтности и отсутствует представление о способах выхода из него.

В последующем, нами были составлены и реализованы две программы в зависимости от полученных результатов.

И на их основе была разработана модель технологии психолого-педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками.

  1. Профилактическая программа – для тех подростков, которые способны взаимодействовать в конфликте, не выходя за его рамки.
  2. Программа третичной профилактики, по своему свойству воздействию приравненная к «коррекции» поведения подростков, не умеющих находить и взаимодействовать в конфликтной ситуации.

Исходя из данной классификации конфликт можно трактовать как динамическую структуру. Основными компонентами динамической структуры личности являются: эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи; волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации.

Волевой компонент выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности. интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления .

Составленная нами модель представляет схематическую попытку отразить психологическое содержание конфликта в подростковой среде, как основополагающего фактора формирования адекватного поведения в конфликте и повышение уровня конфликтологической компетентности.

Интересно
Так же в модели описаны компоненты конфликта в подростковом возрасте. Профилактика конфликтов в подростковом возрасте предполагает единство трех этапов. Первый этап обозначен нами как этап «Знакомство с проблемой». На данном этапе наша работа предполагает в первую очередь решение блока информационно-просветительских задач, направленных на знакомство подростков и психологов с сутью проблемы, основными теориями и положениями, современными подходами к проблеме конфликта и его предупреждения, а также умения находить выходы из него.

Изначально при наполнении содержанием данного этапа мы ставили перед собой объединение теоретических и практико-ориентированных занятий. Первый этап нашей программы посвящен ряду основных вопросов. Рассматривая теоретический материал, его участники сразу же подкрепляют полученные знания выполнением практического упражнения, задания, прохождением анкеты и т. д.

Основной круг задач первого этапа.

  1. Познакомить участников с понятием «конфликт», влиянием конфликта на организм и психику человека.
  2. Рассказать о видах и стадиях развития конфликта.
  3. Познакомить с различными техниками преодоления конфликта, помочь овладеть навыками их применения. В данном контексте нами предполагается освоение педагогами теоретического этапа курса «Конфликтология».

Второй этап ставит своей целью углубление представлений о различных направлениях формирования конфликта, а также апробацию имеющихся участников знаний, умений и личностной мотивации к готовности управлять своим эмоциональным состоянием, а также их готовности к совместной деятельности.

На данном уровне нами предполагается развитие указанных в модели компонентов конфликта, путем посещения участниками индивидуальных консультаций, тренинговых занятий, включающих первичную и третичную профилактику конфликта. Продолжение освоения курса «Конфликтология», а также подкрепление полученных знаний практическими упражнениями на тренингах и семинарах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)