Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
В настоящее время проблема конфликтов в подростковой среде приобрела небывалую актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликт является важнейшей формой взаимодействия людей между собой. Данная категория определяется по-разному.
Подростковая среда часто сопровождается конфликтами, так как это всегда противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного и индивидуального развития и реальных ситуаций преодоление, которого приводит участников на новый, более высокий, уровень индивидуального и личностного развития.
Неблагополучие в отношениях подростков между собой, разрыв отношений друг с другом имеет для них многосторонние отрицательные последствия, как в плане возникновения тяжелых переживаний, так и формирования его личности в целом. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта.
Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка. В качестве технологии нами было принято решение взять за основу профилактику межличностных конфликтов у подростков. Профилактика межличностных конфликтов подростков должна трактоваться достаточно широко и включать в себя – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию главных причин и условий, появляющихся различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Неоспоримым является тот факт, что профилактика будет считаться основной работой для предотвращения и наиболее грамотного выхода из конфликта, если таковой уже состоялся.
На первом этапе нашей работы, нами была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая включала в себя ряд методик, отвечающих запросам нашего исследования. По результатам диагностики, было выявлено, что у большинства подростков выявлен высокий уровень конфликтности и отсутствует представление о способах выхода из него.
В последующем, нами были составлены и реализованы две программы в зависимости от полученных результатов.
И на их основе была разработана модель технологии психолого-педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками.
- Профилактическая программа – для тех подростков, которые способны взаимодействовать в конфликте, не выходя за его рамки.
- Программа третичной профилактики, по своему свойству воздействию приравненная к «коррекции» поведения подростков, не умеющих находить и взаимодействовать в конфликтной ситуации.
Исходя из данной классификации конфликт можно трактовать как динамическую структуру. Основными компонентами динамической структуры личности являются: эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи; волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации.
Составленная нами модель представляет схематическую попытку отразить психологическое содержание конфликта в подростковой среде, как основополагающего фактора формирования адекватного поведения в конфликте и повышение уровня конфликтологической компетентности.
Изначально при наполнении содержанием данного этапа мы ставили перед собой объединение теоретических и практико-ориентированных занятий. Первый этап нашей программы посвящен ряду основных вопросов. Рассматривая теоретический материал, его участники сразу же подкрепляют полученные знания выполнением практического упражнения, задания, прохождением анкеты и т. д.
Основной круг задач первого этапа.
- Познакомить участников с понятием «конфликт», влиянием конфликта на организм и психику человека.
- Рассказать о видах и стадиях развития конфликта.
- Познакомить с различными техниками преодоления конфликта, помочь овладеть навыками их применения. В данном контексте нами предполагается освоение педагогами теоретического этапа курса «Конфликтология».
На данном уровне нами предполагается развитие указанных в модели компонентов конфликта, путем посещения участниками индивидуальных консультаций, тренинговых занятий, включающих первичную и третичную профилактику конфликта. Продолжение освоения курса «Конфликтология», а также подкрепление полученных знаний практическими упражнениями на тренингах и семинарах.
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Связь семейного воспитания с агрессией подростков
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу