Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков

В условиях изменения социально-экономической ситуации в стране проблема психологической поддержки и сопровождения семей, воспитывающих трудных подростков является важной и требует особого внимания со стороны общества.

Это связано с тем, что семья, воспитывающая такого подростка, испытывает большие трудности во взаимодействии с ним, что осложняет внутрисемейную атмосферу. Каждая семья, воспитывающая трудного ребенка, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия.

Своевременное оказание психологической помощи и поддержки таким семьям, способствует не только оптимизации внутрисемейного климата, но и гармонизации детско-родительских отношений.

Л.С. Выготский под термином «трудный подросток» определяет ребенка, поведение и развитие которого уклоняется от нормы. Под трудными подростками в педагогике и психологии понимаются такие дети, нарушения поведения, которых непросто скорректировать. Для таких подростков характерной чертой является отсутствие жизненных целей, деформация временной перспективы.

Ценностные ориентации и смысл жизни у них значительно отличаются от их сверстников. Реализация ценностей у трудных подростков осуществляется путём самоутверждения, в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости, а также принятия особой жизненной позиции в обществе.

Они демонстрируют свою лидерскую позицию через наглость, агрессию, применения физической сил. Такие подростки не могут сдерживать и контролировать свои эмоции и поведение, так же они не умеют управлять своими потребностями и желаниями, что свидетельствует о нарушениях эмоционально-волевой сферы.

На основании вышеизложенного, было проведено исследование на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Агеевской средней общеобразовательной школы п. Центральный с целью выявления психологических особенностей трудных подростков.

В условиях общеобразовательного учреждения были использованы следующие методики: опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций, методика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), А.Н. Орёл для диагностики склонности подростков к различным формам девиантного поведения, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка для определения уровня таких психических свойств как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Результаты опросника Басса-Дарки показывают, что индекс агрессивности у большинства подростков находятся выше нормы. Они отмечают, что испытывают желание в причинении вреда другому человеку, а также способны применять физическую силу. Индекс враждебности у подростков также повышен.

Интересно
Это свидетельствует о том, что подростки довольно раздражительны и их часто охватывает чувство ярости. По результатам проведенной методики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орёл у половины опрошенных был выявлен высокий уровень показателей по таким шкалам как: склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, волевой контроль жизненных реакций, склонность к деликвентному поведению.

В результате тестирования на «Самооценку психических состояний» Г. Айзенка, высокий уровень агрессивности был выявлен у 60% опрошенных, уровень фрустрации так же у большинства находится выше нормы, что говорит о неудовлетворенности в потребностях и желаниях, а также устойчивости к неудачам. По таким критериям как тревожность и ригидность, у испытуемых наблюдаются низкие показатели. Это свидетельствует о том, что большинство подростков не испытывают чувства тревожности.

Таким образом, результаты исследования показали, что у подростков наблюдаются устойчивые отклонения в поведении, которые выражаются в эмоциональной неустойчивости, агрессии, враждебности, несдержанности, склонности к аддиктивному и делинквентному поведению.

В связи, с этим у родителей могут возникнуть проблемы в воспитании таких подростков.

Данное исследование подтверждает необходимость психологической по- мощи и поддержки семьям воспитывающих трудных подростков. Психологическое сопровождение представляет собой целостную и комплексную систему взаимодействия психолога с подростком и его семьей, с целью разрешения субъективных психологических проблем и оказания необходимой психологической помощи и поддержки.

В период кризисной ситуации психологическая помощь обеспечивает эмоциональную, смысловую, экзистенциальную поддержку всем членам семьи и предполагает собой профессиональное содействие в целях разрешения их психологических проблем. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих трудных подростков осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе осуществляется психологическое изучение проблем, возникающих у родителей в связи с воспитанием трудного подростка. Основные направления работы на данном этапе можно разделить на три блока.

Ещё одним из эффективных методов коррекции выступает социально- психологический тренинг, который реализуется в форме группового взаимодействия и направлен на гармонизацию взаимоотношений между родителями и подростком, а также рефлексию собственных действий.

Для коррекции детско-родительских отношений можно использовать различные методические приемы, среди которых наиболее эффективными выступают прием групповой дискуссии, игровые приемы, прием не- вербальных упражнений, анализы конкретных ситуаций, арт-терапевтические приемы.

Таким образом, можно сделать вывод что родители, воспитывающие трудного подростка, испытывают сложности во взаимоотношении с ним, которые проявляются в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, агрессии, неуважительном отношении подростка к родителям.

Всё это приводит к дестабилизации внутрисемейной атмосферы. Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием такого подростка, достигается не сразу и не всеми родителями. Именно это объясняет необходимость психологической поддержки и сопровождения семей, воспитывающих трудных подростков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)