Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
У подростков в течение периода школьного обучения межличностные отношения изменяются и модернизируются. Во время пубертатного пери- ода дети общаются со взрослыми и сверстниками. Случается, что между ними возникает конфликт, который заключается в остром противодействии друг другу и бывает различным по своему содержанию и нормам регуляции.
Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростком, учитывая появившееся у него чувство взрослости, эти отношения строятся на этой новой основе без каких-либо негативных кризисов. Значимый взрослый способен по- мочь ребенку занять собственное место в новых социальных отношениях.
Проблема межличностных отношений вызывает активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии и педаго- гике занимались Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский. Исследования именно этих ученых являются теоретической базой статьи. Развитие коммуникативных навыков важно для подростков.
Так как для индивидуума общение со сверстниками занимает ключевую роль в развитии личности подростка. Человек, который обладает навыками меж- личностных отношений, легко ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях, разрешает конфликты, умеет работать в коллективе, спокойно реагирует на провокации, оказывает поддержку людям и располагает их к себе. В общении подростка со сверстниками и взрослыми важную роль играют речевые аспекты коммуникации. В фрагментах психолингвистического воздействия призма восприятия может быть разной.
Так, подростки не всегда могут понять сленговые выражения: «краш», «хайпить», «ганг», «слеймить», «флексить». Дружеская взаимосвязь девочек может становиться более открытой по отношению друг к другу. Такой тип называется «сестринство» – взаимосвязь девочек между собой, основанная на любви, солидарности или осознании собственного угнетения.
Критерии социализации для подростков:
- установить близкие отношения с окружающими людьми, которые принесут удовлетворение;
- заводить новые знакомства;
- познать модели общения с противоположным полом;
- быть принятым и признанным в социальных группах;
- избрать социальные роли.
Для лиц старшего подросткового возраста важно вступить в какую- либо группу или компанию, завести новые знакомства с людьми, которые будут вызывать восхищение и стремление с ними общаться, стать более близкими друзьями.
Взрослые навязывают подросткам обязанности, а те требуют расширения своих прав. У тинейджеров складываются две разные по своему значению для психического развития структуры взаимоотношений: одна – с взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Общественная деятельность, общие интересы формируют коллектив, а личные отношения – «малые группы».
Поэтому индивид находит близкого друга, с которым можно построить доверительные, эмоциональные отношения, и пытается в то же время выйти из- под опеки родителей и стать более самостоятельным. Психология подростка – отдельный аспект психологии. Границы взаимоотношений подростка с окружающими извилисты.
Если проанализировать научную литературу, то можно сделать вывод, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие личности подростка. Однако конфликт может возникнуть между сверстниками из-за нарушения морального кодекса товарищества. Поэтому такое явление приводит к нарушению социального поведения подростка. Понятие «девиантное поведение» – это отклонение поведения от социальных норм и принципов.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Связь семейного воспитания с агрессией подростков
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу