Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками

У подростков в течение периода школьного обучения межличностные отношения изменяются и модернизируются. Во время пубертатного пери- ода дети общаются со взрослыми и сверстниками. Случается, что между ними возникает конфликт, который заключается в остром противодействии друг другу и бывает различным по своему содержанию и нормам регуляции.

Форма и содержание межличностных отношений подростка со сверстниками и взрослыми в большей степени зависят от того, насколько гибко способны изменить ролевые позиции близкие взрослые.

Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростком, учитывая появившееся у него чувство взрослости, эти отношения строятся на этой новой основе без каких-либо негативных кризисов. Значимый взрослый способен по- мочь ребенку занять собственное место в новых социальных отношениях.

Проблема межличностных отношений вызывает активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии и педаго- гике занимались Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский. Исследования именно этих ученых являются теоретической базой статьи. Развитие коммуникативных навыков важно для подростков.

Так как для индивидуума общение со сверстниками занимает ключевую роль в развитии личности подростка. Человек, который обладает навыками меж- личностных отношений, легко ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях, разрешает конфликты, умеет работать в коллективе, спокойно реагирует на провокации, оказывает поддержку людям и располагает их к себе. В общении подростка со сверстниками и взрослыми важную роль играют речевые аспекты коммуникации. В фрагментах психолингвистического воздействия призма восприятия может быть разной.

Так, подростки не всегда могут понять сленговые выражения: «краш», «хайпить», «ганг», «слеймить», «флексить». Дружеская взаимосвязь девочек может становиться более открытой по отношению друг к другу. Такой тип называется «сестринство» – взаимосвязь девочек между собой, основанная на любви, солидарности или осознании собственного угнетения.

Критерии социализации для подростков:

  1. установить близкие отношения с окружающими людьми, которые принесут удовлетворение;
  2. заводить новые знакомства;
  3. познать модели общения с противоположным полом;
  4. быть принятым и признанным в социальных группах;
  5. избрать социальные роли.

Для лиц старшего подросткового возраста важно вступить в какую- либо группу или компанию, завести новые знакомства с людьми, которые будут вызывать восхищение и стремление с ними общаться, стать более близкими друзьями.

Подростки добиваются признания в группе, добиваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях: олимпиадах, концертах, спортивных соревнованиях.

Взрослые навязывают подросткам обязанности, а те требуют расширения своих прав. У тинейджеров складываются две разные по своему значению для психического развития структуры взаимоотношений: одна – с взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Общественная деятельность, общие интересы формируют коллектив, а личные отношения – «малые группы».

Ведущая деятельность подростка в пубертатном периоде – это общение. Для подростка главное – выговориться и быть услышанным.

Поэтому индивид находит близкого друга, с которым можно построить доверительные, эмоциональные отношения, и пытается в то же время выйти из- под опеки родителей и стать более самостоятельным. Психология подростка – отдельный аспект психологии. Границы взаимоотношений подростка с окружающими извилисты.

Интересно
Для адресанта не всегда понятно, где они нарушены. Именно с этой целью подростку необходима психологическая помощь для устранения недопонимания с окружающими. Благодаря общению со сверстниками подростки узнают много нового и интересного, что не могут узнать от взрослого. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола тинейджер получает от ровесников, поэтому ее отсутствие может остановить психосексуальное развитие или придаст ему нездоровый характер.

Если проанализировать научную литературу, то можно сделать вывод, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие личности подростка. Однако конфликт может возникнуть между сверстниками из-за нарушения морального кодекса товарищества. Поэтому такое явление приводит к нарушению социального поведения подростка. Понятие «девиантное поведение» – это отклонение поведения от социальных норм и принципов.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)