Виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

Общим признаком продуктивной деятельности является ее направленность на создание нового продукта – рисунка, конструкции, аппликации. Продуктивная деятельность способствует овладению ребенком новыми навыками и умениями, учит представлять результат своего труда.

Интересно
Особое внимание должно быть уделено детскому рисунку. Детские рисунки отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете.

Подход к изобразительной деятельности у взрослых и у детей различается и очень существенно. Если взрослому нужно получить результат, то у ребенка на первый план выступает сам процесс создания образа.

Дети рисуют с интересом и увлечением, сопровождая процесс рисования речью и жестикуляцией, участвуя, таким образом, в создаваемой на рисунке ситуации. Готовые рисунки часто не представляют интереса для детей, они не помнят, что именно рисовали.

Иногда трудно бывает догадаться, что хотел изобразить ребенок, так как он вкладывает в изображение свое эмоциональное восприятие данного предмета (острые углы – колючки, шерсть кошки – размашистые линии).

Часто невидимые под одеждой части тела не изображаются, поэтому человек может быть без ушей, волос, рук, пальцев и прочее.

Младшие дети изображают человека «головоногом» (руки и ноги растут из головы). Для маленького ребенка главное у взрослого – лицо и конечности, то, что любит и поддерживает малыша. Детское рисование связано с личным представлением ребенком предмета. Со временем и опытом рисунки детей становятся все более реалистичными.

Педагогам важно знать, что рисунки могут превратиться в шаблоны, если дети постоянно будут работать по готовым образцам (шаблонами являются изображения домов, деревьев, цветов и прочее). Поэтому в процессе обучения рисованию взрослым следует стимулировать собственное творчество детей.

Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование, которое рассматривается как процесс создания определенного результата.

В раннем дошкольном возрасте – это постройки из кубиков, в последующем – это работа с конструктором.

В процессе конструирования ребенок учится понимать и соотносить размер и форму различных деталей, выясняет и запоминает свойства материалов. Эффективным средством развития пространственного воображения и инженерного мышления является лего-конструирование.

Выделяют три вида конструктивной деятельности дошкольников: элементарный, конструирование по выбору, конструирование по замыслу.

Элементарный – это конструирование по образцу. Взрослый показывает ребенку готовый образец и этапы воспроизведения данного образца. Данный вид работы не требует умственного напряжения, но формирует внимание, сосредоточенность, умение действовать по образцу.

Конструирование по условиям. Это более сложный вариант детской деятельности. Ребенок делает свою конструкцию не по образцу, а по условиям, которые выдвигаются правилами конструкторской игры или участвующим взрослым. Этот вид игры включает элементы творческой деятельности, самостоятельности суждений.

Конструирование по замыслу. Данный тип деятельности не ограничивает фантазию ребенка ни в строительном материале, ни в поставленных условиях.

Интересно
Замысел обычно диктуется самой игрой: в ход может пойти как строительный материал, так и окружающие предметы (мебель, палки, зонты, ткань и прочее). Дети хотят сделать постройку, которая бы соответствовала замыслу игры.

Все три вида конструирования не являются этапами, а используются в зависимости от поставленной задачи и ситуации. Каждый вид развивает определенные способности.

Игровая и продуктивная деятельность формируют у ребенка отдельные предпосылки учебной деятельности. Предпосылки складываются из формирования базовых учебных действий и развития личностных характеристик, необходимых ребенку в процессе обучения в школе.

Особенность учебной деятельности заключается в проявлении познавательной активности обучающегося. Задача детского сада состоит в изменении личностной, мотивационной установки старшего дошкольника на приобретение новых знаний и навыков.

В школьном возрасте он будет учиться по федеральным программам на определенный результат, заложенный в ФГОС НОО. Старший дошкольник может уже учиться по определенной программе, понятной, интересной и с учетом реальных возможностей ребенка.

Распространенным методом включения элементов учебного материала в деятельность детей является дидактическая игра.

Педагогам необходимо делать акцент на соотношение игровой и учебной деятельности детей.

Рассмотренные виды деятельности, характерные для детей дошкольного возраста, эффективно влияют на развитие дошкольников и формирование различных видов готовности к следующему жизненному этапу – обучению в школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)