Виды парциальных программ

В процессе развития дошкольников, помимо комплексной программы, используются и модульные, усиливающие какое-либо из направлений воспитания.

Модули используются как самостоятельно, так и в комплексе с другими. Государственный стандарт может быть реализован не только в комплексной программе, но и в наборе парциальных программ, нацеленных на физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное и экологическое развитие воспитанников.

Данный подход к подбору программ востребован детскими садами, позволяя учреждениям самостоятельно выстраивать систему работы с дошкольниками.

Программа «Росинка» представляет собой модульную педагогическую систему для детей от трех до семи лет. Название связано с непосредственностью детского возраста.

Система «Росинка» представляет собой абревиатуру результатов воспитания: Развитый. Образованный. Самостоятельный. Инициативный. Неповторимый. Культурный. Активно-творческий.

В интеллектуальном модуле добавлены уточнения – рассудительный, общительный, самостоятельный, инициативный, наблюдательный, культурный, аккуратный; в физкультурно-оздоровительном – это развитый, самостоятельный, инициативный, организованный, здоровый, общительный, активный ребенок. Каждый модуль предлагает и методику работы с детьми с правом самостоятельного выбора педагогом форм организации деятельности детей.

Модуль «В мире прекрасного» представляет собой методическое пособие по воспитанию детей средствами видов искусства и художественной деятельности: музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; художественно-речевая деятельность; изобразительная деятельность.

Комплексный подход в проведении занятий позволяет осваивать несколько видов художественной деятельности одновременно.

Каждый модуль сопровождается педагогической технологией с подробным описанием форм деятельности детей на занятиях. В программе есть диагностические задания по выявлению уровня развития разных видов художественной деятельности детей и качества педагогической работы по ее организации.

«Расту здоровым» – пособие по физическому воспитанию дошкольников от трех до семи лет с современными детскими здоровьесберегающими технологиями. Автор (В. Н. Зимонина) осуществляет комплексный подход к физическому развитию ребенка, который заключается в формировании ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни и воспитания навыков физической культуры.

В блок «Здоровье» входит работа по нескольким направлениям. Под названием «Я узнаю себя» объединяются следующие виды деятельности: «Знакомство с собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными» с методическими рекомендациями для педагогов.

Раздел «Я люблю солнце, воздух и воду» с использованием природных явлений солнца, воздуха и воды решает задачи устойчивости ребенка к внешним факторам. Особое внимание уделяется проведению с детьми закаливающих процедур.

Раздел «Школа моего питания» учит детей правильному питанию и предлагает методические приемы воспитания у детей, с учетом возрастных особенностей, привычки есть разнообразную пищу.

Блок «Азбука движений» ставит следующие с учетом возраста задачи: формирование у детей двигательных навыков; развитие ловкости и выносливости, смелости, дисциплинированности; профилактика нарушений детского организма; расширение кругозора; воспитание интереса к спортивным занятиям.

Формой обучения являются физкультурные занятия. Дополнительными формами автором предлагаются «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы».

Модуль «В мире природы» включает все виды работы с дошкольниками по экологической деятельности: наблюдения окружающей природы; опыты с природными предметами; специальные занятия с использованием современных, в том числе информационных технологий.

В методических рекомендациях предлагаются приемы, вызывающие радостные переживания у детей.

Дошкольники знакомятся с жизнью живых организмов, небесными телами, природными объектам – воздухом, водой, почвой и т. д.

Использованы следующие виды экологического воспитания детей: формирование представлений о мире природы; положительное отношение к окружающей природе; формирование склонностей у дошкольников к взаимодействию с природой.

В разделе «Формирование практических умений и навыков взаимодействия дошкольников с природой» раскрываются принципы организации экологической деятельности детей.

Организация экологического воспитания, учитывая комплексный подход, реализуется на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях.

Одна из главных основ экологического воспитания – природоохранная деятельность.

Программа ТРИЗ «Умка» направлена на развитие творческого мышления детей. Концепция основана на положении Л. С. Выготского о том, что ребенок принимает ту программу обучения, которая становится его собственной.

Для дошкольников данная программа строится как система коллективных игр и занятий. Задача ТРИЗ – увеличить эффективность дошкольной программы, не подменяя ее. Дети учатся на занятиях выявлять свойства предметов и имеющиеся в них противоречия (ключ к развитию творческого мышления).

Интересно
Задача педагога – не преподносить готовые знания и истину, а учить детей ее находить, побуждать ребенка к рассуждению и с помощью вопросов подвести его к самостоятельному ответу, открыть суть противоречия и поставить проблемную ситуацию.

Для этого создана система игровых и сказочных задач и методических приемов. Воспитатель, придумывая вместе с дошкольниками забавные сказки, стимулирует фантазию и творчество детей.

Для преодоления интеллектуальной пассивности детей и педагогов используется «мозговой штурм».

Главная цель педагога – развитие творческой личности, готовой к решению нестандартных задач в различных жизненных ситуациях.

Методы ТРИЗ активно применяются в дошкольных учреждениях в целях развития у детей диалектического мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)