Возрастные этапы дошкольного периода

Развитие ребенка от рождения до восемнадцати лет рассматривается как этапный процесс, состоящий из качественно выраженных периодов.

Д. Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, местом на общей линии детского развития.

В связи с этим дошкольный период рассматривается по следующим главным показателям:

  • определение социальной ситуации развития;
  • ведущий тип деятельности;
  • основные психические новообразования, приобретенные на данном этапе развития.

Переходы между возрастными периодами называются кризисами развития. В период дошкольного детства на ребенка действуют кризисы трёх и семи лет.

Кризисы характеризуются быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка.

Каждый период, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов. Авторы образовательных программ для дошкольников по-разному подходят к проблеме возрастных этапов в период дошкольного детства.

Так, в программе «Детство» (Санкт-Петербург, 1995) различают три этапа – младший, средний, старший возраст. В программе «Истоки» (Москва, 2003) только два этапа: младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).

Определение этапов связано с понятием «рубежный возраст», как скачка в развитии, на которые нацелены задачи образовательной программы.

Трехэтапный подход – с более планомерным образовательным процессом, двухэтапный – интенсивной поддержки качественных показателей кризисного периода.

При любом подходе задачей педагогов является учет общих закономерностей развития и индивидуальных особенностей дошкольника при организации жизнедеятельности детей в дошкольной организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)