Великие педагоги эпохи Возрождения

Итальянец Веджио издает шеститомную работу «О воспитании детей и их хороших нравах», в которой описан полный курс педагогики.

Под сильным влиянием Платона Веджио дает ряд советов матери, вынашивающей ребенка, а также относительно выбора кормилец, нянек, подбора сказок для детей и т.д., ибо надо оберегать детей от дурных влияний.

Под влиянием Аристотеля Веджио рекомендует придерживаться золотой середины между строгостью и снисходительностью к детям. Необходимо действовать на ребенка не столько побоями и угрозами, сколько похвалой. Надо давать хорошее образование не только мужчине, но и женщине. Верджерио в своем сочинении «О благородных нравах и свободных занятиях науками» выдвигает на первый план не только общее, но и физическое воспитание. Оно должно быть гуманным, родители обязаны считаться с индивидуальностью ребенка.

Поэтому вместо авторитарного образования Средневековья Верджерио выдвигает «способность сомневаться» как движущую силу образования. Он считал, что одной из основных задач воспитания является выработка благовоспитанности, приятных манер.

Витторино де-Фельтре организовал знаменитую школу, которую весьма характерно назвал «Домом радости», в которой впервые ввел школьное самоуправление. Он получил от современников статус «Первого школьного учителя нового типа».

Интересно
Немецкая педагогическая школа дала миру Эразма Роттердамского. Это имя стало своего рода символом эпохи. Человек выдающегося таланта и огромнейшего трудолюбия Эразм Роттердамский (настоящее его имя Герхард Герхарде) ещё при жизни был назван королем гуманистов, став как бы общеевропейским лидером гуманистического движения. В одной из своих сатир (он автор знаменитой «Похвалы Глупости») Эразм высмеял сухой формализм при изучении тогдашнего языка науки – латинского. В противовес этому формализму он рекомендовал изучать латинский и греческий, не задерживаясь долго на грамматике, а быстрее переходить к практике речи. Целью воспитания является нравственное и религиозное воспитание. Для того, чтобы все могли читать Священное писание, необходимо всеобщее обучение. Он резко выступает против суровой дисциплины при воспитании, рекомендует развивать в детях постепенно все большую и большую самостоятельность.

Идеи Роттердамского разделяли и великие французы Франсуа Рабле и Мишель де Монтень. Франсуа Рабле – автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», который заслуженно называют энциклопедическим памятником культуры французского Возрождения. В нем он отверг средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки и провозгласил гуманистические идеалы, в том числе в образовании и воспитании.

Мишель де Монтень – автор объемной книги «Опыты», в которых он рассматривает человека как самую большую ценность. «Великое чудо – человек!» – заявил мыслитель. Он оказался «одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой исторической эпохи».

Но при этом Монтень писал:

«Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам вставать на ходули, ибо на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду». «Когда мы видим крестьянина и короля, дворянина и простолюдина, сановника и частное лицо, богача и бедняка, нашим глазам они представляются до крайности несходными, а между тем они в сущности различаются друг от друга только своим платьем. Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу».

«Мы не умеем распознавать человеческие способности; их оттенки и их границы с трудом поддаются определению
и едва уловимы». И незря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости «Опытов» Монтеня, ибо его идеи были обращены в будущее. Если обобщить все сказанное выше, то можно сделать лишь один вывод: мыслители эпохи Возрождения способствовали величайшему прогрессивному перевороту, пережитому человечеством. Как писал немецкий мыслитель Ф.Энгельс, эта эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености».

«Культура Ренессанса – это культура общественных верхов, буржуазной аристократии и тонкого слоя интеллигенции. Аристократизмом проникнута и политика, и философия, и эстетика итальянского Возрождения, в значительной мере и его быт. Следует, однако, подчеркнуть, что аристократизм, в понимании того времени, определялся отнюдь не происхождением и не привилегиями сословия, не размерами состояния (как в феодальном обществе), прежде всего личными качествами человека и степенью его культуры».

И все же, вплоть до середины XVII века педагогике пришлось как бы снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитями связанной с философией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)