XX век – тернистый путь достижений и ошибок

Вспомнил притчу, которую прочитал когда-то в «Слове пастыря» тогда еще Митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

– По улицам древней Александрии идет философ в окружении своих учеников, рассказывая им о тайнах жизни, о ее духовных основах. На их пути встречается блудница. Подойдя к философу, она уверенно говорит: «Учитель, ты всю свою жизнь наставляешь своих учеников во всякой мудрости и истине, заботишься об их совершенстве и чистоте, и они, верно, следуют за тобой. Но стоит мне сейчас пальцем поманить, как они тут же оставят тебя в одиночестве и устремятся вслед за мною». Философ легко согласился с этими словами, однако заметил: «Женщина, ты верно говоришь, но в основе твоей правоты лежит одно обстоятельство. Я побуждаю своих учеников восходить все выше и выше, а ты можешь лишь предложить им скатиться вниз. Но оступиться проще, чем возвыситься».

Вот и XX век – век возвышений и падений, безусловных достижений в области науки, образования и воспитания, с одной
стороны, и идеологических оков, огромных интеллектуальных потерь и жесточайшей цензуры, с другой.

У Николая Глазкова, основателя уникального «Поэтограда» и литературного течения «небывализм», есть блистательный стихотворный афоризм:

«Чем столетие интересней для историка, тем для современника печальней».

Конечно, каждая эпоха и каждое общество создают свою систему взглядов и представлений, пытаясь осознать себя, оправдать истинность своего бытия. И именно в идеологии, как правило, доминирует система ценностей, направленных на историческое оправдание существующего общественно-политического строя. При этом разрабатываются общественные теории, различные стратегии, в которых идеализируются или абсолютизируются политические и экономические отношения данного общества.

В конечном итоге в этих идеологических концепциях утрачивается реальное понимание жизни, человек превращается в некое усеченное социальное существо, которому приписываются лишь угодные черты. Создается теоретическая модель общества, которой совершенно не соответствует действительность.

В таких условиях гуманитарные науки теряют относительную самостоятельность, превращаясь в служанку политики, выполняя «социальный заказ» господствующей верхушки. И с этим история сталкивалась не раз.

Пример тому и то, что произошло в недавнем прошлом, когда гуманитарные науки низвели себя до обыденного сознания,
упрощенного восприятия – «всего обо всем», а само понятие гуманитарий «приобрело нарицательный смысл наукообразного многословия, что дало право Льву Ландау шутливо делить науки на естественные, неестественные и противоестественные, то есть общественные.

Интересно
Конечно, XX век не может быть оценен однозначно, в том числе и в области образования и воспитания. Было все: и плохое, что сегодня особо выпячивается, но было и хорошее, о чем вряд ли стоит забывать.

Нельзя с усталым безразличием взирать на то, как охаивается наше прошлое, нельзя, как образно сказал Александр Солженицын, постоянно находиться в «национальном обмороке» от той негативной информации, которой нас уже задавили, ибо все «это отнимает у нас и жизненную силу, и даже инстинкт самосохранения».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)