Управление кредиторской задолженностью

Кредиторская задолженность — это совокупность текущих обязательств предприятия, отражающих задолженность перед хозяйственными партнерами по коммерческим операциям; по расчетам, начислениям к оплате и т.п.

Кредиторская задолженность подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Основной формой внешней кредиторской задолженности выступает коммерческий кредит – традиционная форма финансирования оборотных активов.

Товарный (коммерческий) кредит предоставляется в форме отсрочки платежа за поставленные сырье, материалы.

Его преимущества заключаются в следующем:

  • наиболее маневренная форма финансирования низколиквидной части оборотных активов – производственных запасов ТМЦ;
  • не требует залога;
  • поставщик заинтересован в его предоставлении заемщику, так как это ускоряет его хозяйственный оборот. Он может предоставляться заемщикам, испытывающим финансовые затруднения;
  • как правило, более дешевый;
  • сокращает продолжительность финансового цикла;
  • простой механизм оформления по сравнению с другими формами кредитования.

А недостатками являются:

  • узкоцелевой характер – финансирование производственных запасов ТМЦ;
  • ограниченность по срокам;
  • повышает риск утраты ликвидности при его привлечении для финансирования оборотных активов.

В современной хозяйственной практике используются следующие формы коммерческого кредита:

  1. Товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта. Оговаривается условиями контракта, не требует специального оформления.
  2. Товарный кредит с оформлением задолженности векселем.
  3. Товарный кредит по открытому счету. Задолженность погашается периодически в установленные контрактом сроки за ряд поставок, осуществленных в течение периода.
  4. Товарный кредит в форме консигнации (поставка на реализацию с оплатой после реализации) – наиболее безопасная форма кредитования.

Привлечение коммерческого кредита имеет своей целью снижение общей стоимости привлечения заемного капитала и сокращения продолжительности финансового цикла. На этом основана политика управления коммерческим кредитом.

Задачей финансового менеджера является минимизация стоимости привлечения коммерческого кредита.

Стоимость коммерческого кредита рассчитывается исходя из ценовой скидки. Цена отказа от скидки выражает стоимость коммерческого кредита. Следовательно, необходимо минимизировать цену отказа от скидки.

Чем длиннее срок, в течение которого можно оплатить поставку, не используя скидку, тем цена отказа от скидки при прочих равных условиях будет ниже.

Следовательно, в условиях контракта нужно добиваться увеличения срока оплаты без скидки.

В любом случае принять коммерческий кредит можно только при условии, что отказ от скидки стоит меньше процента по банковскому кредиту аналогичному по срокам. Однако необходимо принять во внимание, что предприятию не всегда доступен банковский кредит, в этом случае оно будет вынуждено использовать отсрочку платежа, даже если она обходится дороже банковского кредита.

Эффективность использования товарного кредита выражается в обеспечении разницы между периодом обращения кредиторской задолженности по товарным поставкам и периодом обращения материальных запасов. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективнее используется коммерческий кредит.

Повышение эффективности возможно за счет удлинения срока предоставления коммерческого кредита, и (или) за счет ускорения оборачиваемости материальных запасов, образованных за счет коммерческого кредита.

Управление коммерческим кредитом включает в себя и обеспечение своевременных расчетов с кредиторами. Если период оборачиваемости запасов короче, чем у коммерческого кредита предприятие не будет испытывать трудностей по расчетам с кредиторами. В противном случае необходимо изыскивать источник средств для погашения коммерческого кредита. В этой ситуации по крупным кредитам может быть сформирован специальный денежный фонд.

Платежи по коммерческому кредиту включаются в платежный календарь и за ними осуществляется постоянный мониторинг.

Важным моментом управления коммерческим кредитом является исключение внефинансовых форм воздействия со стороны кредитора, таких как навязывание ненужного ассортимента поставок, устаревших, низкокачественных товаров, требование прекратить хозяйственные связи с другими партнерами и т.п.

Внутренняя кредиторская задолженность – так называемые счета начислений возникают из-за разрыва во времени начисления средств и осуществления выплат.

Основная часть счетов начисления приходится на налоги и заработную плату. С момента начисления средства предназначенные для указанных и ряда других выплат уже не являются собственными средствами предприятия, а составляют внутреннюю кредиторскую задолженность.

В российской хозяйственной практике используется понятие устойчивые пассивы, которые рассматриваются в составе источников финансирования как приравненные к собственным средства.

Внутренняя кредиторская задолженность имеет следующие свойства:

  • бесплатный источник, использование которого снижает стоимость капитала;
  • сокращает финансовый цикл предприятия;
  • обладает свойством эластичности по отношению к объемам деятельности, ее размер увеличивается вместе с расширением деятельности предприятия;
  • размер внутренней кредиторской задолженности зависит от периодичности выплат, а периодичность выплат, в частности, налоговых платежей регулируется нормативно-правовыми актами государства, что определяет зависимость внутренней кредиторской задолженности от внешних факторов, в связи с чем, она слабо поддается регулированию со стороны финансового менеджмента.

Нарушение сроков выполнения обязательств, в результате которых возникает внутренняя кредиторская задолженность приводит к серьезным негативным последствиям–недовольство работников, налоговые санкции, недовольство акционеров и т.п.

Поэтому главной целью управления внутренней кредиторской задолженностью является не растягивание сроков использования бесплатного источника финансирования, а своевременное осуществление платежей.

Относительно новыми формами краткосрочного финансирования являются факторинг и операции РЕПО.

Факторинг – операция по приобретению банком или специализированной компанией права на взыскание долга. По существу, факторинг — это форма рефинансирования дебиторской задолженности.

Фирма-поставщик освобождается при этом от риска неполучения платежа. Банк или факторинговая компания оплачивает до 80% передаваемой дебиторской задолженности до наступления сроков платежа, а после наступления платежа выплачивает оставшуюся часть суммы за вычетом процентов и комиссионного вознаграждения. В данном случае факторинг сочетается с кредитованием.

Этот метод финансирования является достаточно дорогим, но его использование позволяет ускорять оборот, освобождает предприятие от затрат по управлению дебиторской задолженностью. Более дешевой будет операция факторинга без элементов кредитования, в этом случае банк или факторинговая компания осуществит оплату дебиторской задолженности только при наступлении срока платежа, указанного в договоре поставки.

Сравнительно новым методом финансирования являются операции РЕПО – договоры об обратном выкупе ценных бумаг.

При этом предприятие, желающее получить необходимые средства для финансирования, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по заранее оговоренной цене, превышающей цену продажи. Такие операции проводятся в основном с государственными ценными бумагами и носят краткосрочный характер от нескольких дней до нескольких месяцев.

Таким образом, российские предприятия могут использовать достаточно широкий спектр источников краткосрочного финансирования, главное в этом случае сделать обоснованный выбор, отвечающий целям финансирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)