Этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта

При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться его структуры исходя из особенностей сферы реализации.

Разработка бизнес-плана является многослойным и итерационными процессом, особенно в части планировочного раздела документа (рисунок 27).

Этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта

В целом алгоритм разработки бизнес-плана можно разделить на четыре основных блока:

  • осуществление подготовки вводно-описательной части;
  • осуществление разработки ключевых разделов планирования;
  • составление и проведение аналитической части плана;
  • оформление.

Важно отметить, что ключевым этапом алгоритма является подготовка раздела планирования. В целом выбранная методика для разработки бизнес-плана должна учитывать существующие ограничения в системе планирования, то есть неопределенность внешней среды, экономически шоки актуальные для Российской экономики в последнее время, а также издержки планировочных мероприятий.

Важно отметить, что существующая неопределённость и непредсказуемость рыночной ситуации является сдерживающим фактором для составления точного планирования.

Для того, чтобы планирование было более точным, а бизнес-план действительно соответствовал существующей экономической обстановке, а расчеты эффективности проекта были верными необходимо снижать неопределённость рынка. Для этого необходимо принимать активные (рисунок 28) и пассивные методы снижения.

Этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта

Применение активных методов необходимо для предопределения рыночной ситуации и не зависимости от внешней среды.

Но  их использование могут позволить себе только крупнейшие организации с развитыми аналитическими отделами, умеющие решать стратегические задачи.

В основе пассивных методов лежит прогностическая парадигма маркетинговых исследований, позволяющая выявлять тенденции развития рыночной ситуации, прогнозировать спрос и выстраивать стратегию коммуникаций с целевой аудиторией.

В целом методы планирования можно подразделить на три группы:

  • методы экспертиз, коллективных оценок и выработки решений (SWOT-анализ, Дельфи и экспертные оценки);
  • методы формализованного описания, расчетов и моделирования систем (балансовый метод, метод дисконтирования, финансово-экономический анализ);
  • методы комбинаторики и социального моделирования (проектирование финансовых потоков проекта).

Наиболее основными этапами разработки бизнес-плана являются:

  • анализ рынка и составление плана маркетинга. Инвесторы и партнера-займодатели должны быть уверены в успехе инвестиционного проекта. Соответственно в разработке бизнес-плана должны использоваться только надежные источники и сильная маркетинговая методология. Важно оценить сильнейшие стороны конкурентов и их достоинства, а также занимаемую ими долю на рынке. План маркетинга должен содержать четыре основных пункта:
  • общую характеристику рынка, отражающую реальные данные о размере, уровне и тенденциях развития, специфику барьеров входа, долю организации на рынке;
  • характеристику потребителей продукции или услуг, то есть потенциальных покупателей, их социально-демографический портрет, предпочтения и главные ориентиры при выборе товара;
  • стратегию продвижения продукта на рынок с выбранной и обоснованной ценовой политикой, а также разработанной маркетинговой концепцией;
  • конкурентоспособность организации на рынке, то есть результаты выявления сильных и слабых сторон проекта, а также характеристику сильнейших сторон конкурентов;
  • разработка производственного и инвестиционного планов. В плане сбыта продукции сформированы конкретные объемы продаж и суммы планируемой выручки, с учетом инфляции, изменения курса национальной валюты при выходе на внешний рынок, а также жизненный цикл продукта. План сбыта продукции является основой для составления производственного плана, моделирующего организацию эффективного производства под планируемые объемы продаж. Важно осуществить грамотный расчет производственной программы исходя из рыночных потребностей в запланированной продукции;
  • разработка организационного и финансового планов. Планируемая система управления проектом, а также его организационная модель, в том числе выбор корпоративной культуры и политика управления персоналом описываются в организационном плане.

Наиболее сложным является этап разработки финансового плана, завершающий планировочную часть плана и являющийся основой для аналитических расчетов и расчёта эффективности проекта.

Таким образом необходимо отметить, что этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта состоят из анализа его структурных элементов, основное внимание уделяется проведению анализа данных и изучению конъюнктуры рынка для составления маркетингового плана и качественному проведению расчета средств, требующихся для реализации инвестиционного проекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)