Управленческая деятельность руководителя и его социально-психологическая компетентность

В юридической литературе компетенция должностного лица определяется как система его полномочий (юридических прав и обязанностей) по осуществлению задач и функций, закрепленных за ним соответствующими нормативными правовыми актами. Однако компетенция и компетентность должностного лица имеют различную природу.

Согласно определению, приведенному в толковом словаре Д. Н. Ушакова, компетенция — круг полномочий, подлежащих чьему-нибудь ведению (например, руководителю органов внутренних дел). Таким образом, профессиональная компетенция (от лат. сompetentia — принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в обязанности руководителя.

В отношении содержания понятия компетентности руководящего состава в современной научной литературе нет единства.

Наиболее широко используется определение компетентности как знания своей деятельности, существа выполнения работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Попытки научно определить это понятие были сделаны в связи с развитием науки управления и исследований субъективных факторов управления.

Так, Г. С. Никифоров предложил рассматривать компетентность в широком (как степень общественной зрелости и образованности всех людей) и узком (как знания и умения руководителя) смысле слова.

В широком смысле слова компетентность может быть рассмотрена с трех сторон:

  • как методологический принцип руководства и управления;
  • как форма проявления сознательной общественной активности;
  • как элемент социальной роли руководителя.

Наиболее распространенными являются следующие определения компетентности.

Компетентность выражает интеллектуальное соответствие руководителя тем задачам, решение которых обязательно для работающего на этой должности человека.

Компетентность находит отражение в количестве и качестве управленческих задач, сформулированных и решенных руководителем.

Компетентность является одним из компонентов личности или совокупностью известных ее свойств, обусловливающих успех в решении определенного круга задач.

Компетентность является одним из свойств проявления личности и заключается в эффективности решения проблем, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации.

Анализируя приведенные дефиниции, можно заметить, что компетентность рассматривается не как какое-то неопределенное необходимое для руководителя свойство, а как конкретно измеряемое качество личности. Компетентность руководителя поставлена в прямую связь с деятельностью, т. е. с результативностью решения проблемных задач. При этом вводятся психологические аспекты понятия «компетентность», указывается на связь компетентности с лично-стью — как в целом, так и с ее подсистемами.

Интересно
Исследование компетентности руководителя в отечественных работах развивается в двух направлениях: в области управления, где компетентность руководителя связана с его профессиональной деятельностью, результативностью решения профессиональных задач и описывается в терминах профессиональной или управленческой компетентности, и в области психологии управления, где компетентность руководителя предстает как свойство личности, атрибутивная характеристика руководителя, т. е. совокупность ее способностей, позволяющая осуществиться самому процессу управления во всей его полноте, и описывается в терминах социальной, личностной, коммуникативной, социально-психологической и конфликтологической компетентности.

В исследованиях социально-психологической компетентности руководителей различных отраслей деятельности, проведенных в 90-х годах прошедшего столетия рядом отечественных и зарубежных ученых, социально-психологическая компетентность была определена как мера связи объективной управленческой деятельности и субъективных возможностей личности, что объединяет два вышеизложенных подхода к рассмотрению данного понятия.

Социально-психологическая компетентность руководителя (как составляющая управленческой компетентности) рассматривается как определенный уровень развития его коммуникативных качеств, способность к адекватному межличностному восприятию и взаимодействию, умение предупреждать и разрешать конфликты в коллективе, оптимально сочетать различные стилевые приемы управления с требованиями служебных задач и с особенностями коллектива1.

Социально-психологическая компетентность:

  • имеет свои предпосылки — социально-психологические характеристики человека (ценности, убеждения, установки, способности, мотивы, знания в области социальной психологии, разнообразный опыт участия в социальной жизни);
  • зависит от конкретного вида деятельности и ситуаций, которые возникают при ее осуществлении, от их напряженности, динамизма;
  • проявляется в конкретных результатах данной деятельности (так называемые внешние результаты, связанные с качеством разрешения тех или иных ситуаций, и личностные оценки деятельности — удовлетворенность субъекта данным результатом).

Согласно классификации, предложенной Е. А. Климовым, профессиональную деятельность по управлению людьми, к которой, в частности, принадлежит и руководство, следует отнести к социономическому типу «человек — человек». Это предполагает, что одним из главных направлений деятельности руководителя выступает организация коммуникации подчиненных. От него зависит существование, развитие и поддержание коллективной деятельности.

Б. Д. Парыгин связывает социально-психологический аспект руководства с фактом включения в процесс руководства и подчинения «человеческого фактора» в общую систему организации и управления социальными процессами1.

Таким образом, понятие социально-психологической компетентности тесно связано с категорией общения, является значимой детерминантой совместной деятельности и, следовательно, может служить средством ее оптимизации. В то же время коммуникативная компетентность соотносится только с уровнем межличностных отношений, тогда как социальная компетентность как адаптивное явление проявляется на различных уровнях.

Социально-психологическая компетентность руководителя, реализующаяся в конкретной профессиональной деятельности, соотносится со степенью развития служебного коллектива и характеризуется определенным уровнем адаптации руководителя к заданной социальной роли (уровнем социальной компетентности).

Социально-психологическая компетентность руководителя в ее развернутой, конкретной, продуктивной форме базируется не только на особенностях личности, но и на специфике его взаимодействия с подчиненными, обусловленной обстоятельствами профессиональной деятельности и поглощающей как обстоятельства межличностного взаимодействия, так и возможности самой личности.

Она проявляется в восприятии и понимании руководителем своих подчиненных, в обращении и отношениях с окружающими, в глубине его психологического включения как в предметную, профессиональную, так и в коммуникативную деятельность, психологическую атмосферу, характеризующую состояние его межличностных отношений в коллективе и удовлетворенности результатами профессиональной деятельности.

Содержательная сторона управленческой деятельности руководителя определяется условиями деятельности коллектива, иерархическим уровнем и должностным положением субъекта управления.

Социально-психологический анализ позволяет выделить в управленческой деятельности руководителя следующие основные направления работы с подчиненными:

  • создание из совокупности сотрудников гармоничного единого целого — коллектива;
  • обеспечение выполнения совместных действий сотрудников на определенном отрезке времени при выполнении профессиональных (служебных) задач;
  • организация эффективного взаимодействия между членами коллектива;
  • формирование личностных и деловых качеств сотрудников, управление морально-психологическим потенциалом и деловыми возможностями коллектива;
  • предупреждение, своевременное выявление и разрешение служебных конфликтов.

Среди должностных обязанностей руководителя можно выделить ряд функций, предполагающих его взаимодействие с подчиненными на различных уровнях:

  • обеспечение координации действий сотрудников по выполнению конкретных задач, стоящих перед органом внутренних дел;
  • обучение, воспитание и личностное развитие подчиненных;
  • изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;
  • регулирование социальных процессов в коллективе и формирование в нем благоприятного социально-психологического климата.

Такое целенаправленное воздействие на социально-психологические процессы в системе «руководитель — коллектив — сотрудник» в целях достижения желаемого конечного результата является функцией управления и требует от руководителя знания и учета психологических закономерностей совместной деятельности.

Успешность выполнения руководителем столь сложных функциональных обязанностей находится в прямой зависимости от его подготовленности к управленческой деятельности, в том числе и от уровня социально-психологической компетентности.

Системообразующим фактором, детерминирующим целенаправленное функционирование элементов социально-психологической компетентности руководителя, является управленческая деятельность руководителя.

Среди основных условий деятельности руководителя, оказывающих существенное влияние на формирование его социально-психологической компетентности, выделяют две группы:

  • внутренние (высокий уровень психической напряженности труда; жесткие временные и ресурсные ограничения при принятии управленческих решений; многообразие и сложность профессиональных задач; информационная неопределенность при выработке решений; необходимость регулирования социально-психологического климата в коллективе; повышенная ответственность за конечные результаты и профессиональные ошибки и др.);
  • внешние (изменяющаяся оперативная, экономическая, социальная обстановка; противоречивость нормативных предписаний, их неопределенность; отсутствие в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности руководящих кадров; множественная подчиненность руководителя и др.).

Таким образом, руководитель, повышая уровень социально-психологической компетентности, более эффективно взаимодействует с различными субъектами системы «руководитель — коллектив — сотрудник», что приводит к совершенствованию управления, так как вся система регулирования в организации пронизана взаимозависимыми связями на уровне всех ее подсистем.

Соответственно этому можно выделить объективные, объективно-субъективные и субъективные условия формирования социально-психологической компетентности руководителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)