Факторы педагогической коммуникации

В педагогической коммуникации педагог, осуществляя коммуникативные действия, стремится изменить поведение воспитанника (или его деятельность). Важно учитывать, что педагогическое взаимодействие – это такой тип коммуникации, где могут расходиться цели коммуникатора (говорящего) и адресата (слушающего), и в коммуникации они вынуждены согласовывать свои цели, преодолевая возникающие при этом противоречия.

Процесс педагогической коммуникации зависит от множества факторов. Если сгруппировать все факторы, которые формируют процесс педагогической коммуникации, задавая его форму и содержание, то можно получить следующий ряд параметров на полюсе педагога.

Фактор коммуникатора (педагог) решает коммуникативные педагогические задачи в рамках тех целей, которые он преследует и которые влияют на организацию коммуникативного процесса. Фактор аудитории (группа воспитанников, родители и т. д.) определяет интересы адресата. Для достижения взаимопонимания в педагогической коммуникации педагогу необходимо учитывать интересы и потребности учеников и говорить с ними на те темы, которые им небезразличны.

Фактор канала коммуникации задает стандарты данного канала, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение (объявление) вовремя урока будет отличаться по форме от сообщения, сделанного за рамками учебного процесса, например на прогулке. Фактор сообщения – содержание (факты) и конкретная техника воздействия. Передать информацию можно прямо и косвенно, используя разные способы и коммуникативные приемы.

Рассмотрим более подробно фактор аудитории. Минимальный набор знаний о целевой аудитории включает в себя следующее:

  • демографическую информацию (возраст, пол, раса, религия, экономические доходы, культурные предпочтения);
  • биографическую информацию;
  • хобби, увлечения, познавательные и другие интересы;
  • возможные представления аудитории о развитии ситуации взаимодействия и возможное отношение к ней;
  • оценку возможности коммуникативных действий аудитории по разным сценариям взаимодействия в ситуации.

Глубокое знание аудитории, коллектива, группы, отдельных воспитанников (учеников) способствует эффективной педагогической коммуникации. Сбор и анализ необходимой информации о детях и их семьях является профессиональной педагогической задачей. Основываясь на результатах, полученных в ходе ее решения, учитель может осознанно планировать педагогическое взаимодействие. При учете всех перечисленных факторов и использовании соответствующих знаний для планирования коммуникативного взаимодействия педагогу прежде всего необходимо знать возрастные особенности своих воспитанников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)