Творчество Валентина Распутина

В творчестве Валентина Григорьевича Распутина (1937–2015) на материале жизни русской деревни в ХХ веке исследуются неразрешимые этические вопросы человеческого общежития и шире –  цивилизации, историческое развитие которой связано с катастрофами, обусловленными несовершенством человеческой природы, приводящим к страшным ошибкам.

Произведения «Прощание с Матёрой» (1976) и «Пожар» (1985) отображают разные этапы жизни советского общества, однако перекликаются по сюжету и катастрофической проблематике, тяготению к жанру притчи.

В повести «Прощание с Матёрой» через судьбу островной деревни, обреченной на затопление в связи со строительством
водохранилища, показывается трагедия технического прогресса, порождающего разрыв человека с традицией и землей. Многовековой уклад сельскохозяйственной жизни, естественный для человека, определяющий его гармоничное место в мире, становится препятствием на пути улучшения условий человеческой жизни.

Строительство водохранилища по логике развития экономики необходимо, а цена, которой оно будет создано (затопление деревни) в масштабах государственного планирования, незначительна. Однако для жителей обреченного острова, которым предоставляют взамен изб комфортное городское жилье, происходит трагедия потери идентичности. Уничтожение погоста, на котором покоятся их предки, деревни и природы острова, уничтожение вековых традиций жизни и мироощущения оборачивается духовной смертью, невосполнимой пустотой сиротства и бездомности.

Интересно
Принято считать, что жизнь любого общества определяется, по сути, противонаправленными тенденциями консервации и новации. При этом известно, что более консервативные общественные образования всегда сравнительно более устойчивы; вместе с тем отрицание новаций порождает гибельную для системы стагнацию – сама теоретическая проблематика не имеет однозначного решения, применимого к различным жизненным ситуациям.

Однако противоречие у Распутина носит не философски-стратегический, а конкретно-жизненный этико-эстетический характер и оно неразрешимо; потеря дома в сакральном смысле этого слова – это катастрофа, разрушающая мир человека.

В повести «Пожар» Распутин показывает изменения советской ментальности накануне конца столетия. На смену честным труженикам приходят формалисты, стремящиеся к высоким показателям и личной выгоде, при этом обман системы в их среде мыслится как своего рода достоинство. Казнокрадство и гиперэксплуатация ресурсов, личная безответственность и всеобщее равнодушие становятся нормой. С позиции нравственного разврата честное отношение к своему делу воспринимается как глупость.

Важно, что при этом новые люди – архаровцы – могут существовать только в рамках комфортной системы, которую можно бесконечно обманывать и разграблять. Они не думают о том, что их паразитический образ жизни рано или поздно приведет к гибели системы, вне которой они погибнут. Произошедший в поселке лесозаготовок пожар обнаруживает отсутствие живой связи между людьми, утратившими связь с землей, семейные ценности, честный труд, ответственность за будущее.

В образах двух главных героев, диалогом которых заканчивается повесть, обнаруживаются два типа патриотизма. Один из них предполагает необходимость отвечать за всех, контролировать все происходящее, активно менять окружающих для их же спасения; другой требует жить по совести, чуткое следование которой не совместимо с активным социальным творчеством, поскольку на его пути неизбежны ошибки.

В современных реалиях «Пожар» прочитывается как образное предсказание развала Советского Союза и связанного с ним идеологического раскола общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)