Классификация методов воспитания в пенитенциарной педагогике

Систему методов воспитания в пенитенциарной педагогике принято делить на две основные группы. Первая группа называется методы формирования сознания и организации поведения осужденных.

К ней относятся следующие методы: убеждение, положительный пример, требование, упражнение, контроль, переключение. Указанные методы называются основными, поскольку с их помощью возможно достижение главной цели воспитания: формирование сознания и поведения личности.

Убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемого.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у воспитуемых стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Исходным методом организации поведения осужденных являются требования, основные позиции которых определяются режимом.

Требование – это способ непосредственного побуждения воспитуемых к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

Педагогическими средствами этого метода являются просьба, приказ, указание, распоряжение. Тренировка в нравственных поступках, привитие навыков правильного поведения составляет суть метода упражнения.

Упражнение – это многократное повторение действий и поступков воспитуемых в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением воспитуемых с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований.

Средствами осуществления контроля являются повседневное наблюдение за поведением и работой воспитуемых, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении воспитуемых, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.

В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения воспитуемых той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения. Действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение воспитуемых на более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения.

Вторая группа называется методы коррекции поведения, они являются вспомогательными по отношению к первой группе. Воспитательный процесс в исправительных учреждениях требует применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности и стимулирующих развитие положительных.

Поощрения и наказания составляют основное содержание дисциплинарной практики в исправительном учреждении. Такие показатели, как число нарушителей режима содержания, количество нарушений режима, количество поощрений и взысканий, отражают состояние дисциплины в колонии и опосредовано – состояние воспитательной работы в целом.

При применении поощрения и наказания необходимо учитывать следующие закономерности:

  • эти методы нельзя выносить за рамки воспитательного процесса;
  • поощрение и наказание, применяемые слишком часто, теряют свою результативность;
  • применение данных методов должно быть гласным и своевременным;
  • следует придерживаться постепенности и последовательности в применении поощрения и наказания;
  • указанные методы должны вызывать определенные эмоции и чувства у осужденных, а воспитатель должен предвидеть последующую реакцию человека, его личностное отношение;
  • необходимо учитывать не только содержательную сторону поощрения или наказания, но и сам факт наложения взыскания или применения награды в контексте переживаний осужденного по этому поводу;
  • при поддержке общественного мнения эффективность поощрения и наказания возрастает;
  • наказание должно разрешать конфликт личности и общества, личности и коллектива, личности и группы, личности и требований режима, а не создавать новый;
  • поощрение может носить как индивидуальную, так и коллективную формы, однако коллективное наказание применять в исправительном учреждении нецелесообразно.

Таким образом, убеждая, приучая, стимулируя позитивное поведение, администрация исправительного учреждения решает свою основную задачу – организует положительный опыт жизни и деятельности осужденных как основное условие их нравственного изменения, исправления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)