Классификация методов воспитания в пенитенциарной педагогике
Систему методов воспитания в пенитенциарной педагогике принято делить на две основные группы. Первая группа называется методы формирования сознания и организации поведения осужденных.
К ней относятся следующие методы: убеждение, положительный пример, требование, упражнение, контроль, переключение. Указанные методы называются основными, поскольку с их помощью возможно достижение главной цели воспитания: формирование сознания и поведения личности.
Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у воспитуемых стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Исходным методом организации поведения осужденных являются требования, основные позиции которых определяются режимом.
Педагогическими средствами этого метода являются просьба, приказ, указание, распоряжение. Тренировка в нравственных поступках, привитие навыков правильного поведения составляет суть метода упражнения.
Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением воспитуемых с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований.
Средствами осуществления контроля являются повседневное наблюдение за поведением и работой воспитуемых, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении воспитуемых, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.
В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения воспитуемых той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения. Действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение воспитуемых на более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения.
Вторая группа называется методы коррекции поведения, они являются вспомогательными по отношению к первой группе. Воспитательный процесс в исправительных учреждениях требует применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности и стимулирующих развитие положительных.
Поощрения и наказания составляют основное содержание дисциплинарной практики в исправительном учреждении. Такие показатели, как число нарушителей режима содержания, количество нарушений режима, количество поощрений и взысканий, отражают состояние дисциплины в колонии и опосредовано – состояние воспитательной работы в целом.
При применении поощрения и наказания необходимо учитывать следующие закономерности:
- эти методы нельзя выносить за рамки воспитательного процесса;
- поощрение и наказание, применяемые слишком часто, теряют свою результативность;
- применение данных методов должно быть гласным и своевременным;
- следует придерживаться постепенности и последовательности в применении поощрения и наказания;
- указанные методы должны вызывать определенные эмоции и чувства у осужденных, а воспитатель должен предвидеть последующую реакцию человека, его личностное отношение;
- необходимо учитывать не только содержательную сторону поощрения или наказания, но и сам факт наложения взыскания или применения награды в контексте переживаний осужденного по этому поводу;
- при поддержке общественного мнения эффективность поощрения и наказания возрастает;
- наказание должно разрешать конфликт личности и общества, личности и коллектива, личности и группы, личности и требований режима, а не создавать новый;
- поощрение может носить как индивидуальную, так и коллективную формы, однако коллективное наказание применять в исправительном учреждении нецелесообразно.
Таким образом, убеждая, приучая, стимулируя позитивное поведение, администрация исправительного учреждения решает свою основную задачу – организует положительный опыт жизни и деятельности осужденных как основное условие их нравственного изменения, исправления.
- Воспитательная работа с трудновоспитуемыми осужденными
- Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях
- Воспитательная работа с осужденными женщинами
- Значение физического воспитания в процессе исправления осужденных
- Трудовое воспитание как основа ресоциализации осужденных
- Роль правового воспитания в формировании правопослушного поведения осужденного
- Педагогический потенциал нравственного воспитания осужденных
- Характеристика основных направлений воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях
- Особенности воспитательного воздействия на осужденного в процессе его исправления
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу