Требования к качеству продукции

Требования к качеству продукции — выражение определенных потребностей в виде количественных характеристик или описаний для осуществления их реализации и (или) проверки.

Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Они представляют собой отражение объективно необходимого потребления населения и занимают доминирующее положение во всей деятельности в области управления качеством.

Создание продукции, свойства которой позволяют обеспечить удовлетворение многообразных потребностей с минимальными затратами, представляет собой высшую цель и исходную предпосылку управления качеством.

Не случайно одним из принципов менеджмента качества, содержащихся в стандартах ИСО 9000 и получивших большое распространение во всем мире, является ориентация на потребителя. Его сущность состоит в том, что организации, находясь в зависимости от своих потребителей, должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Степень удовлетворения потребностей потребителей является во многих случаях определяющим критерием оценки деятельности предприятий.

Успех предприятия в бизнесе, конкурентоспособность выпускаемой им продукции зависят от адекватности этой продукции потребностям и спросу населения.

Специалистам, осуществляющим проектирование и производство, управление качеством продукции, формирование ассортимента товаров в торговле, важно знать, что в условиях рыночных отношений все процессы в конечном итоге направлены на удовлетворение потребностей потребителей.

Отношения “потребности — производство — обмен — потребление — возросшие потребности” осуществляются постоянно, отображают социальное положение общества и являются основной движущей силой его развития.

В условиях рыночной экономики, в которых конкурентная борьба фирм за рынки сбыта является по сути борьбой за наиболее эффективное удовлетворение потребностей, именно потребности людей становятся исходным моментом, побудительной силой и стимулом всякого производства.

Во многом благодаря им развивается наука, появляются новые изобретения, материалы, конструкции, происходит эволюция форм и методов управления качеством.

При системном управлении качеством должны быть определены и выполнены:

  • обязательные и законодательные требования;
  • требования добровольного характера, в том числе определенные самой организацией;
  • требования потребителей;
  • общепринятые требования, без выполнения которых невозможно конкретное или предполагаемое использование продукции.

Для обеспечения соответствия характеристик продукции этим требованиям необходимо определенным образом регулировать их установление, применение и исполнение.

Требования используются в качестве количественных характеристик потребностей в связи с тем, что содержание потребностей человечество еще не научилось формализовать, т. е. переводить на язык цифр.

Установление количественных требований к качеству продукции — важнейшее условие ее разработки, производства, поставок, реализации, потребления. От уровня требований, предъявляемых к качеству при проектировании продукции, во многом зависят качество и конкурентоспособность готовых изделий.

Основой для выбора требований к качеству должна быть информация о спросе и об удовлетворенности потребителя.

Разработка всего комплекса требований к качеству товаров представляет собой сложную задачу, так как при этом необходимо учитывать не только особенности объекта управления, но и множество разнообразных условий и обстоятельств.

Неправильный выбор показателей качества и требований к ним при проектировании продукции приводит к тяжелым и подчас неисправимым последствиям.

Требования к продукции и в ряде случаев — к связанным с ней процессам могут содержаться, например, в регламентах, национальных стандартах на продукцию, стандартах на процессы, технических условиях, контрактных соглашениях.

Они также могут быть установлены предприятием-изготовителем (организацией) на основе получаемых им данных о существующих и предполагаемых требованиях потребителей.

Содержание требований определяется в целом уровнем экономического развития страны; целями и задачами, которые ставят перед собой общество, производитель, потребитель; степенью насыщения потребностей и многими другими факторами.

В РФ правовыми основами обеспечения качества продукции, товаров, услуг, работ, процессов являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законы РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей”, от 14 мая 1993 г. № 4979-I “О ветеринарии”; федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом обслуживании населения”, от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”, Закон о техническом регулировании, вступивший в силу в июле 2003 г., и другие законы, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, в том числе технические регламенты.

Эти документы в совокупности содержат нормы, направленные на обеспечение многих прав потребителей, в том числе:

  • права на приобретение качественного товара;
  • права на отказ от покупки предлагаемого товара (услуги);
  • права на приобретение гарантированно безопасного товара (услуги);
  • права на возврат товара, если он не будет функционировать в точном соответствии с инструкциями (в том числе полученными от продавца);
  • права на получение исчерпывающей информации о наиболее важных свойствах товара (услуги);
  • права на защиту от сомнительных товаров (услуг) и сомни- тельной рекламы;
  • права на возмещение, т. е. получение компенсации в случае приобретения некачественных товаров (услуг) при обоснованности претензий.

Большинство этих прав прямо или косвенно может быть реализовано только на основе системных подходов к управлению качеством продукции (услуг), позволяющих обеспечить удовлетворение требований потребителей, общества (государства), других заинтересованных сторон.

Подразделение требований к качеству продукции на обязательные и добровольные обусловлено предусмотренными Законом о техническом регулировании различиями в полномочиях и ответственности государства и бизнеса за безопасность и качество продукции на основе рационального сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования, гармонизации их с международной практикой.

Государство несет ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности на основе технических регламентов. Бизнес (рыночная сфера) отвечает за повышение качества и конкурентоспособности продукции на основе национальных стандартов и стандартов организаций.

При этом документы по стандартизации должны обеспечивать выполнение требований технических регламентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)