Сущность качества продукции

Качество — весьма сложная, противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.

Несмотря на то, что понятие “качество” существует в те- чение многих столетий, дискуссии о том, что это такое, не прекращаются.

Многообразие понятий “качество” вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обусловливающих процессы бытия людей, формирование потребностей, состояние производства и потребления товаров.

Каждое из понятий соответствует кон- кретным ситуациям, применительно к которым его используют. Э. Деминг, внесший огромный вклад в теорию и практику управления качеством, отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства.

Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.

Дж. Джуран, всемирно известный американский ученый в области управления качеством, обращал внимание на два раз- личных аспекта понятия “качество”.

Первый — это качество, ориентированное на потребителя, определяемое совокупностью тех свойств, которые направлены на удовлетворение его потребностей и вызывают желание купить товар. Второй аспект связан с техническим уровнем изготовления товара — дефектами и отказами, затрудняющими удовлетворение этих потребностей и вызывающими необходимость в переделках товаров.

В нашей стране в течение продолжительного времени понятие “качество продукции” соответствовало понятию “без- дефектность продукции”.

Приемочный контроль качества товаров в сфере промышленности и торговли был направлен на выявление производственных и иных дефектов в соответствии с требованиями, содержащимися в государственных стандартах на продукцию.

На определенных этапах развития общественного производства, когда рынок товаров в стране практически отсутствовал, такой подход к качеству был целесообразен. Однако развитие рынка, конкуренция, приоритет требований потребителей привели к изменению критериев оценки качества товаров и самого понятия “качество”.

В условиях развитых конкурентных отношений качество товаров чаще всего рассматривают как степень их соответствия конкретным требованиям конкретных потребителей. Работа по повышению качества должна начинаться с выявления потребностей и заканчиваться выявлением восприятия потребителем результатов этого повышения.

Совершенствование качества оправданно только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителем. Обеспечить требуемое качество могут только те предприятия, в которых каждый работник нацелен на качество, имеет соответствующие мотивацию и квалификацию и активно содействует удовлетворению потребностей как внутренних, так и внешних потребителей.

Занимаясь вопросами качества, важно знать, что продукция, как и все другое, подвержена постоянной изменчивости (вариабельности), обусловленной самыми разнообразными причинами. Изменчивость — весьма противоречивое явление, так как может быть управляемой и стихийной, положительной и отрицатель- ной.

Она — результат действия важнейшего философского за- кона перехода количественных изменений в качественные. Под влиянием тех или иных факторов в продукции постепенно про- исходит эволюционное накопление количественных изменений, приводящее к существенному изменению ее качества, которое называют количественным скачком.

Улучшение качества достигается, по существу, целенаправленным обеспечением нужных положительных количественных скачков и устранением отрицательных стихийных. Небольшие улучшения достигаются, как правило, незначительными изменениями в технологии, хранении, транспортировании продукции.

Новое же качественное состояние возможно только при использовании кардинальных мер воздействия, поисками и совершенствованием которых постоянно занимается человечество.

Сложность проблемы состоит в том, что независимо друг от друга изменяются не только свойства продукции, но и со- ответствующие потребности людей. Изменчивость потребностей должна находиться под постоянным наблюдением для проектирования продукции требуемого качества.

Управление качеством на основе системных подходов и представляет собой поиск и внедрение методов воздействия на продукцию и процессы, обеспечивающих стабильное качество, адекватное вновь изменившимся потребностям.

Один из отечественных создателей теории качества, профессор А. В. Гличев глубоко и всесторонне исследовал категорию качества, показал ее сложность и многогранность, подчеркнул необходимость всестороннего рассмотрения технических, экономических и других сторон качества в единстве и взаимосвязи.

Рассматривая природу качества, он отметил следующее:

“Природа качества продукции соткана из бесчисленного количества природных и созданных трудом человека свойств… Свойства продукции имеют смысл, значение только в сравнении, сопоставлении с характером потребности или с заданными каким- то образом параметрами… Свойства продукции находятся в не- прерывном движении и постоянном противоречии друг с другом, с характером потребностей, возможностями производства, запросами рынка… Несоответствие качества продукции требованиям потребителей и общества приводит в движение весь механизм воспроизводства и его отдельные элементы, движет силами в си- стемах управления качеством… Под влиянием накопления… порой самых незначительных качественных изменений… накапливается энергия, вызывающая скачок перехода качества в новое свое состояние… Скачки — это индикаторы изменений качества, каждый из них имеет свою причину возникновения, свою сущность и силу, величина которой определяет уровень изменений качества”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)