Типология и структура уроков

Типология уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Невозможно четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков

Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной (учебной или дидактической) цели занятий.

Типология уроков:

  1. Урок усвоения новых знаний.
  2. Урок усвоения навыков и умений.
  3. Урок обобщения и систематизации знаний.
  4. Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.
  5. Комбинированный урок.
  6. Нестандартный (нетрадиционный) урок.

Классификация уроков по основной дидактической цели наиболее удобна для практического применения.

Составляя календарный или тематический план, учитель распределяет уроки по отдельным разделам и целям в соответствии с дидактическими целями. если изучаются понятия, законы, теории и ставится задача (цель) — сознательное и прочное усвоение их учащимися, то такие занятия относятся к урокам усвоения новых знаний. если предусматривается выработка у учащихся навыка (по математике, русскому языку), то такие занятия следует отнести к урокам усвоения навыков и умений.

Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным условиям, проводятся уроки применения знаний, навыков и умений.

После изучения крупных разделов и важных тем вводятся уроки обобщения и систематизации знаний.

Отдельные уроки могут быть комбинированными (например, урок усвоения новых знаний и проверки ранее изученного, урок усвоения новых знаний и применения ранее приобретенных навыков и умений).

Комбинированные уроки планируются, когда необходимо достичь две или несколько равноценных дидактических целей

Структура уроков

Для четкой организации учебного процесса на уроке важно правильно определить структуру уроков каждого типа. Структура урока может быть гибкой, способствующей творческому подходу учителя к решению стоящих перед ним педагогических задач.

Структура урока состоит из его этапов, предлагает их последовательность и связи между ними.

Интересно
Характер этапов урока определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует решить на уроках определенного типа, чтобы успешно и наиболее кратким путем достичь этой дидактической цели.

Характер и последовательность этих задач зависят от логики учебного процесса, который осуществляется на уроке определенного типа.

В структуре урока можно выделить следующие элементы: внешние постоянные (этапы урока) и внутренние изменяющиеся (методы, приемы, средства обучения).

Урок не представляется собой дидактическую форму, раз и навсегда заданную. Поэтому элементы структуры уроков соответствующих типов будут различными.

Каждый тип уроков в соответствии с основной дидактической целью имеет свою, единственную макроструктуру, которая в зависимости от содержания учебного материала, возраста и подготовки учащихся, особенностей учебного оборудования и т. п. может частично меняться.

Типология и структура уроков

В микроструктуру урока каждого типа входят методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных педагогических целей учителя и учебно-познавательных действий учащихся.

Эта последовательность может быть различной, что влияет на качество усвоения знаний. Поэтому эффективность урока зависит от удачного или неудачного определения его микроструктур. Планируя микроструктуру урока, учитель исходит из дидактической цели и задач урока, уровня знаний, познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения знаний предполагает следующую примерную структуру:

  1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний;
  2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
  3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения;
  4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в различных ситуациях, приближенных к жизненным условиям;
  5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Урок усвоения навыков и умений.

Наиболее общая структура урока усвоения навыков и умений такова:

  • проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);
  • сообщение темы, цели и задач урока и мотивация школьников;
  • изучение нового материала (вводные упражнения);
  • первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения);
  • применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения);
  • творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения);
  • итоги урока и сообщение домашнего задания.

Урок применения знаний, навыков и умений.

Структура урока зависит, прежде всего, от особенностей формирования у учащихся творческого подхода к решению нестандартных заданий:

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.
  2. Мотивация учебной деятельности школьников (осознание учащимися практической значимости применяемых знаний, навыков и умений), сообщение темы, цели и задач урока. Учитель объясняет, какой характер имеет самостоятельное задание, как подходить к его выполнению, какие результаты должны быть получены. Учащиеся усваивают содержание работы, последовательность выполнения действий, анализируют и обобщают исходные положения, на которых основывается задание.
  3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: что в них известно, знакомо, что необходимо решить творчески, по-новому, какие обобщенные способы выполнения действий можно применить в данной ситуации в несколько измененном виде.
  4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя.
  5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
  6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.
  7. Итоги урока и домашнее задание.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Структура урока:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
  4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических заданий.
  5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.

Структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока (показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений; сообщение о характере заданий на уроке, о последовательности и способах их выполнения и оформления результатов самостоятельной работы).
  2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях (устная фронтальная беседа; устный индивидуальный опрос).
  3. Проверка знаний учащимися основных понятий законов и их умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры (письменная работа — 8-10 минут, индивидуальный опрос).
  4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения (письменный опрос, самостоятельное составление или заполнение обобщающих таблиц).
  5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях (письменное решение задач — вычислительных, качественных или познавательных; выполнение самостоятельных практических заданий по готовым данным, сформулированным вопросам и известным способам выполнения действий).
  6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях (выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия; выполнение комплексных творческих практических заданий).
  7. Сбор выполненных заданий, их проверка, анализ и оценка.
  8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Комбинированный урок.

Имеет две или несколько приблизительно одинаковых по своему значению дидактических целей. Например: проверка ранее усвоенных знаний и усвоение новых, обобщение и систематизация знаний и усвоение навыков и умений, проверка знаний, навыков и умений и применение их на практике в нестандартных ситуациях и т. п. Таких комбинаций может быть много.

В начальных классах во многих случаях основные дидактические цели сливаются в единый учебно-воспитательный процесс.

Например, читая рассказ, учащиеся получают знания о некоторых нормах поведения, совершенствуют навыки чтения, обобщают полученные на прежних уроках знания.

В других случаях сочетаются только две дидактические цели, а при изучении, например, природоведения может быть одна цель урока: усвоение новых знаний или усвоение навыков и умений.

Иногда трудно расчленить изучение темы на уроки различных типов, и усвоение нового материала сливается с применением, обобщением и систематизацией знаний. Если планируется проведение комбинированного урока, необходимо четко установить, какие типы уроков и их структурные элементы комбинируются. При этом одни из этапов могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие объединяться или совершенствоваться.

Важно при этом учесть, что изменяться могут отдельные этапы комбинированного урока, но сама идея и закономерности учебного процесса остаются неизменными.

Таким образом, в отличие от традиционной структуры комбинированного урока, могут применяться различные комбинации структурных элементов известных типов уроков.

Например, урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний (две дидактические цели) может иметь структуру:

  1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера (проверка наличия, правильности, полноты и аккуратности выполнения; проверка содержания и результатов выполненных заданий методом чтения числовых результатов или взаиморецензирование заданий);
  2. Проверка ранее усвоенных знаний методом: а) фронтальной беседы; б) индивидуального устного опроса или кратковременной письменной работы с тестовыми заданиями;
  3. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока;
  4. Восприятие и осознание учащимися нового учебного материала;
  5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний;
  6. Подведение итогов урока и обобщение домашнего задания.

Нетрадиционные уроки.

Имеют самую разнообразную структуру.

Данная структура определяется исключительно целью урока

Формы нетрадиционных уроков в начальной школе: Урок-«эврика», Урок-сочинение, Урок-аукцион, Урок-деловая игра, Игра-обобщение, Урок-пресс-конференция, Урок-диспут, Уроки творчества, Урок-творческий отчет, Урок-«общественный смотр знаний», Урок-соревнование, Урок-турнир, Урок типа «КВН», Урок «Что? Где? Когда?», Урок-эстафета, Урок взаимообучения учащихся, Уроки, которые ведут ученики, Урок-экскурсия, Урок-заочная экскурсия, Урок-консультация, Компьютерные игры, Групповой урок внеклассного чтения, Конференция старшеклассников, Урок-семинар, Урок-бенефис, Уроки книжной панорамы, Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал), Уроки решения задач, Урок-эссе, «Атака мыслей», Консультанты на опросе, Круглый стол, «Определение понятий», Проблемное изложение, Методика поабзацной проработки текста, «Синтез мыслей», лекция «Улучшить и повторить», Конференция однородных групп, Урок-лабиринт, Урок-путешествие, Интегрированный урок, Обобщающий урок, Зачет-игра, Интегративные уроки и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)