Теоретические основы и методология психотерапии

Особое значение в современной психотерапии приобретает проблема развития ее теоретических основ, что связано с распространением в последние годы множества разнообразных методов психотерапии, достаточно широко использующихся в практике, но при этом далеко не всегда имеющих соответствующую теоретическую базу. При этом даже при обоснованности метода определенной теоретической концепцией последняя не всегда в полной мере осознается даже профессиональными психотерапевтами.

Интересно
Однако именно теоретические представления, раскрывающие содержание понятий «норма» и «отклонение» («дефект», «патология»), и определяют характер и специфику психотерапевтических воздействий и позволяют осознанно их осуществлять в рамках академической психотерапии. К достижениям академических школ психотерапии, несомненно, относится внедрение личностного подхода, отражающего важнейший и универсальный теоретико-методологический принцип всех форм и направлений психотерапии.

Данный принцип пронизывает проникновение в сущность общепринятых факторов психотерапии, к которым относят: обращение к сфере эмоциональных отношений, самопонимание, предоставление и получение информации, укрепление веры в положительный результат, накопление положительного опыта, облегчение выхода эмоций и другие.

Поскольку многие задачи в одном из наиболее сложных подходов к человеку и его внутреннему миру, являющемуся основной мишенью психотерапии, остаются нерешенными, вопрос о том, в какой степени тот или иной метод психотерапии является научным или ненаучным, часто остается открытым. Общепризнанно, что психотерапия возникла при непосредственном участии философии, психиатрии и психологии, каждая из которых до сих пор вносит свой вклад в процесс ее становления и развития как области практического человекопознания.

Психотерапия имеет ярко выраженный интердисциплинарный характер, в связи с чем выделяют следующие ее теоретические основы: клинические, физиологические, психологические, философские, духовные и культурные.

В обосновании научных основ психотерапии определяющую роль играет методология. Методология академической психотерапии представляет систему принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности психотерапевта, объединенная основополагающим взглядами (теориями) той или иной научной школы. Она имеет ряд уровней: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и рассматриваются системно.

Представляя весьма сложный континуум общих положений, принципов, междисциплинарный характер анализа теоретических основ той или школы, методология в первую очередь предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. То есть она определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией психотерапевта (например, ориентированной на биологическое, динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое и т. п. понимание личности, поведения, психопатологии).

Конкретнонаучный уровень методологии включает приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. они в свою очередь реализуются в специальных процедурах – методиках получения научных данных. И если еще в конце ХХ в. психотерапия являлась преимущественно психолого-медицинской дисциплиной, опирающейся на методологию и методы общей психологии и биологии, то в настоящее время она вышла за эти пределы и имеет плюралистический и междисциплинарный характер.

Методология психотерапии представляет саморазвивающуюся область наукознания полидисциплинарной природы, центральным конструктом которой становится поиск ее философско-антропологических оснований. Д. Б. Карвасарский, рассматривающий развитие методологии психотерапии с ее медико-биологических предпосылок в историческом ракурсе, подчеркивает наиболее ценные и важные аспекты ее академических школ.

Поскольку с зарождения психотерапии основным предметом приложения ее методов являлись невротические расстройства, то автор справедливо подчеркивает значимость центрального постулата (принципа методологии) – детального исследования клинических особенностей личности больного, их трансформации в процессе развития болезни. Это необходимо как для решения задач патогенетической и дифференциальной диагностики, так и лечебно-восстановительной практики, психотерапевтической и психо-коррекционной работы.

Интересно
При этом подчеркивается, что «болезнь личности» (невротическое расстройство) является яркой моделью, которую можно использовать для рассмотрения трансформации личностных особенностей в связи с задачами психотерапии и стадиями развития невроза. Так, например, при невротической реакции в картине личностных нарушений на первом месте оказываются расстройства, связанные преимущественно с особенностями темперамента.

К таким первичным личностным особенностям могут быть отнесены повышенная аффективность больного истерией, тревожность и ригидность обсессивной личности, повышенная истощаемость неврастеника. Однако сами по себе эти особенности могут быть причиной лишь кратковременной невротической реакции, развившейся в трудной, психотравмирующей ситуации. В данном случае можно говорить не столько о психогенной, сколько об эмоциогенной ситуации.

Вторая стадия невротического расстройства – стадия собственно невроза, психогенного расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых отношений личности. Неуверенность в себе, поиски признания как черты невротической личности и есть, по сути, зафиксированное и устойчивое отношение к себе. На третьей стадии невроза (при затяжном его течении и невротическом развитии) отмечается усиление этих черт до степени характерологических акцентуаций и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию.

Рассматривая первичные, вторичные и третичные особенности личности у лиц с невротическим расстройством, делается вывод, что первичные личностные черты, связанные с особенностями темперамента, выражаются прежде всего в аффективной сфере; вторичные черты проявляются в нарушении системы отношений и являются глубинными личностными нарушениями, проблемами внутренними, «для себя»; третичные личностные черты обнаруживаются уже на поведенческом уровне и могут выражаться, например, в трудностях общения, межличностного функционирования, то есть в трудностях и проблемах «с другими и для других».

Появление третичных, а иногда и вторичных личностных образований у больных неврозами обусловлено, как правило, регулятивными целями сохранения существующей системы отношений, отношения к себе и самооценки, обеспечивающих ее целостность и устойчивость. Это означает, что третичные личностные образования у больных неврозами – особенности поведения и межличностного функционирования – выполняют своего рода защитную функцию, функцию сохранения существующей системы отношений, хотя бы внешней позитивной самооценки и уверенности в себе. В картине расстройства при этом выступают психологические механизмы, свидетельствующие, с одной стороны, о явлениях дезадаптации и сохранении личностных расстройств, а с другой – о возможных путях их коррекции. Речь идет о невротических защитных механизмах.

Академические психотерапевты указывают, что для понимания природы психосоматических расстройств, при которых психотерапия является важным методом лечения, важно учитывать физиологические показатели. С их помощью можно выяснить закономерности психосоматических соотношений, имеющих не только физиологический, но и психологический смысл.

Главное место в методологии психотерапии занимают ее психологические основы, поскольку как объект воздействия (психика), так и средства воздействия (психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены. То есть психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений. Особое место в основе научно обоснованной психотерапии отводится концепциям нормы патологии.

Именно учение о психическом здоровье является одной ведущих методологических баз, определяющих важные детерминанты развития и функционирования человеческой личности. Ее дополняет концепция патологии, рассматривающая личностные расстройства и их происхождение в рамках соответствующих представлений о норме. Следовательно, в качестве теоретической основы академической психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции.

При этом психологическое содержание понятий «норма» и «патология» определяет цели и задачи, характер и специфику психотерапевтических воздействий. Методологические подходы при всем разнообразии психотерапевтических методов построены в проекции указанных ранее трех основных направлений психотерапии, каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий.

Интересно
В рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения человека рассматриваются бессознательные психические процессы, а нарушения личностного функционирования (и невроз) понимаются как следствие конфликта между бессознательным и сознанием. Основной целью психотерапии является достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод.

Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. именно этим определяются содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль.

Позиция, уровень активности, интенсивность, частота сеансов. Поведенческая психотерапия фокусирует свое внимание на поведении. Здоровая личность характеризуется адаптивным поведением, личностные нарушения или невроз – результат неадаптивного поведения, сформировавшегося в результате неправильного научения. Целью психологического вмешательства является научение или переучивание, замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные).

Развитие методических подходов в рамках этого направления отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению. Методически поведенческая психотерапия не выходит за пределы традиционной бихевиористской схемы «стимул – промежуточные переменные – реакция». Представители когнитивно-поведенческого подхода акцентируют внимание на промежуточных переменных (когнитивных процессах), подчеркивая их роль в развитии нарушений.

Между ситуацией, внешним событием (стимулом – S) и неадаптивным поведением, эмоцией, симптомом (реакция – R) существует сознательная мысль (промежуточная переменная – rs). При эмоциональных расстройствах причиной длительных эмоций является когнитивный поток, который основан не на реальности, а на субъективной оценке.

Гуманистическая психотерапия разделяет положение, согласно которому в качестве основной человеческой потребности рассматривается потребность в самореализации и самоактуализации. невроз же является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства является создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий принятию себя и личностной интеграции, что и обеспечивает самоактуализацию.

Очевидна неоднородность гуманистического направления, его часто обозначают как «экзистенциально-гуманистическое» или «опытное» направление в психотерапии, но во всех подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой поведения и его целью является самоактуализация, которая рассматривается как «гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду».

Экзистенциальная психотерапия, условно входящая в гуманистическое направление, является базой философского подхода к психотерапии, ассимилирующего новый опыт, способствующий личностной интеграции. он приобретается человеком за счет общения с другими людьми, психотерапевтом или психотерапевтической группой. В опытном направлении психотерапии философский подход дополняется соматическим подходом, где личностная интеграция может достигаться путем общения с самим собой, различными аспектами своей личности и своего актуального состояния.

В его рамках используются как вербальные, так и многочисленные невербальные методы, применение которых способствует интеграции Я за счет концентрации внимания и осознавания различных аспектов («частей») собственной личности, собственных эмоций, субъективных телесных стимулов и сенсорных ответов. Особое место, порожденное опытным направлением психотерапии, отводится духовному подходу. Как указывает Б. Д. карвасарский, здесь новый опыт, способствующий личностный интеграции, человек приобретает за счет приобщения к высшему началу.

В центре внимания находится утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (космосом) и Богом. Достигается это с помощью христианских таинств церкви, медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировкой воли и практикой деидентификации.

Именно духовный подход к психотерапии становится в последние годы центром притяжения многих психотерапевтов ипсихологов. становится все более очевидным, что запросы современной психотерапии и многие вызовы нашего времени не укладываются в рамки академических теоретических школ психологии. Для решения этих вопросов привлекаются теоретические и методологические постулаты постнеклассической психологии. С ее позиций на основе междисциплинарного подхода удается приблизиться к трактовке феномена психики человека, поскольку сама проблема («психическое») изначально предполагает междисциплинарность ее исследования.

Для более глубокого проникновения в сущность и природу «психического» необходим новый подход к раскрытию целого ряда основополагающих понятий. К ним относят дискурсы: человек и личность, субъект и сознание, бытие и духовность, поведение, культура и творчество и т. д. Методологической базой постнеклассической психотерапии, как и самой психологии, является множественная постмодернистская парадигма, основанная на плюралистическом подходе при одновременном отказе от монистических платформ создания «единственно правильной» теории. Известно, что еще неклассическая (гуманитарная) психология рассматривала личность не как природный, а искусственный объект – произведение культуры.

Интересно
Основным постулатом постнеклассической науки становится тезис о непознаваемости мира и человека и признании некаузальности генезиса психических процессов, состояний и внутреннего мира человека. Важнейшей особенностью теоретической базы постнеклассической психологии стало углубленное взаимодействие с культурой и особенно искусством, которые возвышаются над политическими и структурными компонентами бытия человека.

Более того, культура в постнеклассической методологии признается фундаментом социализации – фактором, структурирующим и выстраивающим процесс социализации (адаптации) человека. Центральное место при этом принадлежит проблеме истинности науки и, в частности, важнейшим этическим вопросам психотерапевтической практики. постнеклассическая психология указывает на сложность и даже невозможность выработки систематической теории и в большей мере занята диагностикой и интерпретациями состояния культуры с переходом от поиска универсальных законов к изучению исключений и от количественного к качественному виду анализа. психика же понимается как орган субъективности, и ее объективная оценка может быть достигнута посредством диалога, коммуникации и конвенции, но не отражением (искажением) реальности при помощи интеллекта (тестов и т. д.).

Наиболее важное место в постнеклассической психотерапии и психологии принадлежит теоретическому осмыслению и практическому использованию дискурса «духовность». Его анализ дает основание для выдвижения нового методологического ракурса рассмотрения большой совокупности психических процессов и состояний человека с метатеоретического уровня на основе обобщения и синтеза традиционных воззрений и неисчерпаемого массива данных, имеющихся в человекознании.

Разработка методологии духовности человека, идущая с момента становления человека, в психологии заложена В. Франклом, который указывал, что смысл Вселенной проще всего уловить в форме «сверхсмысла», обозначающего, что смысл всего выходит за рамки постижимого и основывается на вере, в которой нет ничего бессмысленного. В. Франкл считал, что вера в сверхсмысл – будь то метафизическая концепция или религиозное чувство – имеет большую психотерапевтическую и психогигиеническую значимость.

Автором впервые в психологии используется философский аппарат для выделения метафизической (духовной) природы человека и проводится разотождествление его сущности и бытия с психическими и психологическими феноменами, имеющими важное, но созависимое вторичное значение в жизни индивида. Заложенные В. Франклом основы экзистенциальноаналитической антропологии развиваются не только в методологии трансперсональной психологии, рассматривающей духовную сущность человека преимущественно в плоскости анализа феномена сознания человека, но и целом ряде философскоантропологических, психологических и других областях науки.

В трансперсональной философии и психологии духовные феномены понимаются как субъективные внутренние переживания или состояния сознания. И если с позиций трансперсональной психологии в психотерапевтической практике следует использовать широкий набор медитативных, эзотерических и других восточных техник расширения духовности (сознания), то, по мнению В. И. Слободчикова, всеобщими способами бытия и основаниями жизни человека, задающими весь универсум собственно человеческих позитивных основ изменений, являются общность, сознание и деятельность.

Б. Г. Ананьев в качестве трех оснований человеческого также определяет сознание, труд и общение, что созвучно трем главным доминантам А. А. ухтомского – познанию истины, созиданию (творчеству) и «доминанте на другого».

В связи с этим особый интерес представляет положение, согласно которому феномен сознания в культурологическом аспекте обнаруживает не только закономерное развитие субъективной реальности человека, но и особое смысловое сходство характеристик, а по ряду параметров и тождественность с понятиями духовность и творчество. В религиозном понимании взгляды на сущность духовности со стороны представителей философии, науки и религии в большой мере идентичны. Они подчеркивают сверхъестественное происхождение духа, определяемого в христианстве в качестве святого начала (святой Дух), а в «духовности» человека видят меру его религиозности.

Понимание духовности отечественными и зарубежными исследователями теснейшим образом связано с постижением истины. изучая природу духовного, Д. С. Лихачев связывает ее с мифом, то есть не до конца ясным и с чем-то «неуловимым». истина в философии и культуре – духовный абсолют, синтез вечных (непреходящих) общечеловеческих ценностей. Д. с. лихачев отмечал, что истина, как и духовность, заключается в конкретной Данности. Причем научность не является их единственным критерием, хотя и занимается анализом этих ценностей.

Истину и духовность нельзя пересказать, описать, нельзя полностью и адекватно выразить. Чем глубже данность, тем ближе она к истине и духовности, но любая из них – лишь приближение к ним. Неисчерпаемым потенциалом духовности с позиций постнеклассической психологии, признающей некаузальность психических явлений, обладают религия и культура. Для психотерапии обращение к духовности имеет неоспоримое значение, поскольку нравственный источник человека наделяется такими изначально заданным природным свойством, как способность к самоорганизации и саморазвитию.

Человек характеризуется способностями к самотрансценденции и самоотстранению, что открывает путь к самодетерминации. то есть нравственность не требует причинного объяснения, а сама является причиной, обладая свойствами самоорганизации, присущими человеку имманентно и находящимися в зоне его интроспекции. Одним из основополагающих теоретических положений психотерапии, разработанных на базе методологии философской антропологии и принципа иерархичности функциональных систем П. К. Анохина, является признание духовности в качестве интегратора внутреннего мира (субъективной реальности) человека.

Психотерапевтический эффект, по мнению отечественных психологов и психотерапевтов, достигается путем духовной трансформации личности на основе саморазвития и самосовершенствования человека, раскрытия национального менталитета через освоение национальной и мировой культуры, а также посредством направленности личности в сторону служения высшим ценностям, способствуя их выходу на сверхутилитарный уровень мировосприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)