Суггестивные методы

Чарльз Тарт отмечает, что во многих восточных цивилизациях были разработаны разнообразные сложные техники для стимулирования и использования измененных состояний сознания (исс), такие как йога и дзен. В западной культуре есть несколько общепринятых терминов, означающих некоторые исс – транс, гипноз, сон и экстаз, но ни одно из них не имеет достаточно полного и понятного объяснения.

Арнольд М. Людвиг указывает на то, что несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, истерических состояний, диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств и т. д., сделано мало попыток организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему.

Автор интегрировал современное знание о различных измененных состояниях сознания в попытке определить:

  • условия, необходимые для их появления,
  • факторы, влияющие на их внешние проявления,
  • их общие и/ или отличительные особенности,
  • адаптивные или дезадаптивные функции, которые они предоставляют человеку.

Людвиг считает измененным состоянием сознания (исс) любое психическое состояние, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которое субъективно распознается самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании.

Исс можно вызвать в любой обстановке при помощи самых разных средств или приемов, которые препятствуют нормальному притоку сенсорных или проприоцептивных стимулов, нормальному выходу моторных импульсов, нормальному «эмоциональному настроению» или нормальному течению и организации когнитивных процессов.

Для поддержания нормального, бодрствующего состояния сознания, по видимому, существует необходимый оптимальный уровень экстероцептивной стимуляции, и если стимуляция ослабляется или усиливается, то это, вероятно, способствует выработке исс. Более того, для сохранения нормального когнитивного, перцептивного и эмоционального опыта необходимы разнообразные, сменяющие друг друга стимулы окружающей среды, и в случае обеднения подобной стимуляции, вероятно, происходят психические отклонения.

Для классификации исс Людвиг выделил различные методы, которые играют ведущую роль в их продуцировании:

  • редукция экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности.
  • повышение экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности и/или эмоций.
  • повышенная алертность или психическая вовлеченность.
  • сниженная алертность или ослабление критичности.
  • влияние психосоматических факторов.

К основным признакам исс автор отнес:

  • изменения в мышлении;
  • нарушение чувства времени;
  • потеря контроля;
  • изменения в эмоциональной сфере;
  • изменение образа тела;
  • искажение восприятия;
  • изменение смысла или значения;
  • чувства возрождения;
  • гипервнушаемость.

Функции исс:

1. Неадаптивные выражения (проявления):

  • попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация);
  • защитные функции в определенных ситуациях опасности, вызывающих повышенную тревогу (например, вхождение в гипноидальные состояния во время психотерапии;
  • прорыв запрещенных импульсов (например, реакции острого психоза и паники);
  • бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, марихуаны, алкоголя);
  • символическое отыгрывание бессознательных конфликтов (например, демоническая одержимость, колдовство);
  • проявление органических поражений или нейрофизиологических нарушений (например, предвестники, токсические состояния);
  • неосторожные и потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея, монотонная длительная сторожевая работа).

2. Адаптивные выражения – исцеление, путь к новому знанию или опыту. Исс, случающиеся в групповой обстановке, по видимому, обслуживают многие индивидуальные и социальные потребности, которые могут выполнять как положительную, так и отрицательную функции. Внушение (от лат. suggestio) определяется как подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов.

Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. Основным средством внушения является слово, речь суггестора (человека, производящего внушение). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.

Внушение в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено. При использовании методики наркопсихотерапии лечебное действие внушения реализуется в условиях искусственно вызванного наркотического сна. К методам, близким к наркопсихотерапевтическим, относится применение с психотерапевтической целью газовой смеси кислорода и закиси азота. Самовнушение является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия) различных методов психотерапии: аутогенной тренировки, биологически обратной связи, медитации, йоги, релаксации, словеснообразного метода, эмоциональноволевого управления состоянием человека (соЭВус или лечебные настрои) Г. Н. Сытина.

Метод соЭВус представляет комплексный метод управления состоянием человека, заключающийся в речевом управлении его психическими и соматическими процессами. В качестве трактовки механизмов позитивных эффектов, осуществляемых с помощью соответствующего настроя, указывается, что такие настрои имеются для всех органов и систем организма.

Отечественные и зарубежные физиологи экспериментально показали, что вызванные словом импульсы второй сигнальной системы поступают с коры больших полушарий головного мозга во внутреннюю среду организма и перестраивают жизнедеятельность тканей, внутренних органов на длительное время. Этим и объясняется большая устойчивость здоровой жизнедеятельности организма, вызванной усвоением настроев метода соЭВус.

Построение сытинстких настроев таково, что они формируют у человека яркие образы здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, усиливают положительные чувства, например радость жизни, и стимулируют волевые усилия в целях управления состоянием. Управление состоянием по данному методу стимулирует жизненную позицию, активизирует личность, развивает.

Эриксоновский гипноз – метод, разработаный Милтоном Эриксоном, который заключается в особой технике недирективной гипнотизации, использующей язык образов в системе широкого круга лингвистических, невербальных и режиссерских приемов. Сама концепция гипноза принципиально отличается от классических.

Эриксоновский гипноз – один из немногих методов интегральной психотерапии, использующей все теоретические подходы и объединяющей медицинскую и психологическую модели. Его принципы и технические приемы, дополняя традиционный гипноз, расширили возможности лечебной тактики психотерапевта, особенно с трудными пациентами, неподатливыми к когнитивным и традиционным суггестивным методам.

Микродинамика наведения гипнотического транса и внушения состоит из следующих стадий:

  • фиксация внимания;
  • депотенциализация установок сознания;
  • бессознательный поиск;
  • гипнотический отклик.

Другим направлением суггестивной психотерапии является нейролингвистическое программирование (нлп). Нлп происходит от слов «нейро» (нерв), «лингвистика» (наука о языке) и «программирование» (целенаправленная систематизация потоков информации). Его ни в коем случае нельзя рассматривать как средство манипулирования, поскольку все действия терапевтов или инструкторов, связанные с «проверкой экологии» в ходе диалога, полностью согласуются с морально-этическими ценностями клиентов или участников.

Нейролингвистическое программирование как модель человеческих коммуникаций и поведения может быть эффективно использовано для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации. В психотерапии оно считается современным направлением постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия), разрабатываемой с начала 1970х гг. американцами гриндером и Бендлером (лингвистом и математиком по базисному образованию) и их последователями.

Нейролингвистическое программирование базируется на ряде источников:

  • теории у. Джеймса о системе репрезентации, связанной с органами чувств, как основе для обработки информации и субъективного переживания;
  • кибернетике теории духа г. Бейтсона, особенно логических уровнях обучения и единой теории поля как дальнейшего развития концепции р. Дилтса;
  • модели основной целенаправленности поведения человека (Д. Миллер, Ю. галантер, К. прибрам);
  • трансформационной грамматике н. хомского и модели языка, разработанной под влиянием постулатов А. коржибски и Э. глазерфельда и получившей дальнейшее развитие в трудах Бандлера и Э. фон гриндера;
  • социальнокогнитивной теории обучения А. Бандуры, дополненной подходом к моделированию р. Бандлера и Дж. гриндера;
  • базовом предположении о существовании функционально-автономной части личности с осознанными и неосознанными процессами, которое было разработано в результате изучения и анализа практики М. Эриксона, В. сатир, Ф. перлза и других представителей американской психотерапии;
  • учете современных данных о межполушарной асимметрии – различиях в переработке информации правым и левым полушариями;
  • работах г. Бейтсона, посвященных одному из вариантов эпистемологии – «экологии разума»;
  • исследованиях кибернетики, стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом;
  •  теории логических типов Б. Рассела.

Таким образом, нлп является психотерапевтической концепцией необихевиористской ориентации.

К ее базисным постулатам относят:

  • Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, использующему для управления поведением специфические программы – закономерности в описании и воспроизводстве опыта.
  • Усвоение опыта и самопрограммирование осуществляются специальным способом с помощью различных по модальности образов.
  • Большая часть «программы» не осознается, но предъявляется в речи, поскольку отражена в глубинных речевых структурах, а также в невербальных проявлениях – в невербальном языке.
  • Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют в настоящем адаптивные функции.
  • Нлп акцентирует внимание на «подстройке» к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним (а не на концептуальных основаниях или эмпатических взаимоотношениях с пациентом, что характерно для психодинамического или гуманистического направления).

Такая «технологическая» ориентация сочетается с бережным отношением к самоценности человека и соблюдением принципов внутренней (все изменения не должны вступать в противоречия с другим внутренним опытом) и внешней (все изменения не должны вредить человеку при взаимодействии с другими людьми) экологии. Вместе с тем следует отметить, что многие авторы, в частности сторонники антропологической психологии и психотерапии, указывают на недопустимость воздействия на человека методов суггестивной терапии, считая подобную интервенцию манипулированием сознания, приносящим вред его целепологаниям и духовному развитию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)