Бихевиоральное и когнитивное направления

Поведенческое направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Теоретической основой поведенческой психотерапии является психология бихевиоризма, с точки зрения которой психика отождествляется поведением. основная формула бихевиоризма трансформируется в формулу «стимул – промежуточные переменные – реакция» (SrsR).

Интересно
В соответствии с этим стимулы стали обозначаться как независимые переменные, а реакции как зависимые. промежуточные переменные (медиаторы, посредники, интервенирующие переменные) – психологические образования, которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы. под промежуточными переменными понимают совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между стимулами и ответным поведением.

В настоящее время понятие промежуточных переменных понимается широко и включает сложный комплекс разнообразных психологических феноменов. В качестве промежуточных переменных рассматриваются внимание, представления, склонности, мотивы, установки, отношения и даже сознание. С точки зрения представителей поведенческого направления, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился.

Неадаптивное поведение и клинические симптомы рассматриваются как результат того, что человек чему-то не научился или научился неправильно, как усвоенная неадаптивная реакция, которая сформировалась в результате неправильного научения.

В соответствии с этими представлениями о норме и патологии основная цель клинико-психологических вмешательств в рамках поведенческого подхода заключается в том, чтобы переучить, заменить неадаптивные формы поведения на адаптивные, «правильные», эталонные, нормативные, а задача поведенческой психотерапии как собственно терапевтической системы – в редукции или устранении симптома. поведенческая психотерапия представляет использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического и оперантного обусловливания и научения по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа научения: научение типа S, научение типа R и социальное научение.

В классической павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, безусловного или условного раздражителя. классическое обусловливание заключено в формуле: «стимул – реакция».

Суть оперантного обусловливания можно отразить следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатами и последствиями. Поведение, которое приводит к достижению положительного результата, закрепляется, и наоборот, не приводящее к нему, ослабляется или угасает (положительное и отрицательное подкрепление).

Термины «инструментальное научение» и «оперантное обусловливание» означают, что реакция организма, которая формируется по методу проб и ошибок, является инструментом для получения поощрения и предполагает оперирование со средой, то есть поведение есть функция его последствий. Согласно принципу оперантного обусловливания поведение контролируется его результатом и последствиями. Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия. Таким образом, оперантное, или инструментальное, поведение (поведение типа R) – это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением.

Социальное научение основано на представлениях, согласно которым человек обучается новому поведению не только на основании собственного, прямого опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и на основании опыта других, наблюдения за другими людьми, то есть за счет процессов моделирования. Поэтому этот тип научения также называют моделированием или научением по моделям.

Научение по моделям предполагает научение посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Поведенческая психотерапия относит различные виды научения (обусловливания) к краеугольным основам своей теории. Интерес к самоконтролю и саморегуляции в рамках поведенческой психотерапии приблизил «средовой детерминизм» (жизнь человека определяется прежде всего его внешним окружением) к реципрокному детерминизму (личность – не пассивный продукт среды, а активный участник своего развития).

Модель обусловливания человеческого поведения уступила теории, основанной на когнитивных процессах. Эта тенденция была очевидной в реинтерпретации систематической десенсибилизации Вольпе как противообусловливающей техники с точки зрения таких когнитивных процессов, как ожидание, копингстратегия и воображение, что привело к ряду специфических направлений психотерапии – тренинг навыков и умений каутела и других направлений, делающих акцент на когнитивном научении.

Таким образом, сегодня когнитивноповеденческая психотерапия использует достижения, методы и техники классического (условнорефлекторного, павловского), оперантного, наблюдательного (моделирование поведения), когнитивного научения и саморегуляции поведения. Считается, что когнитивный компонент является решающим в процессе научения, и поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним и устранения когнитивного дефицита или когнитивных искажений.

В целом поведенческая психотерапия (модификация поведения) направлена на управление поведением человека, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение поведения к определенным адаптивным формам поведения – на замену страха, тревоги, беспокойства релаксацией до редукции или полного устранения симптоматики, что достигается в процессе научения за счет применения определенных техник. Научение в рамках поведенческой психотерапии осуществляется на основании уже рассмотренных нами ранее теорий научения, сформулированных бихевиоризмом.

В рамках поведенческой психотерапии можно выделить три основные вида (или три группы методов), непосредственно связанные с тремя типами научения:

  • направление, методически основанное на классической парадигме;
  • направление, методически основанное на оперантной парадигме;
  • направление, методически основанное на парадигме социального научения.

В зависимости от функций и целевого назначения поведенческой терапии в уголовно-исполнительной системе различают:

  • обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры, деловые игры для решения практических задач, проектные деловые игры;
  • исследовательские деловые игры, которые используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности.

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы А. Беком независимо от А. Эллиса, который в 1950е гг. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии. Как самостоятельный метод когнитивная психотерапия сформировалась уже позднее – в 1960е гг. Этот метод представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными навыками, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция).

Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию человека, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S – о – R (стимул – реакция с промежуточной переменной – о, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого). Когнитивная психотерапия исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления.

Под аберрацией мышления Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации (обозначение, селекция, интеграция, интерпретация), которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью метода является исправление неадекватных когниций.

Считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Бек сравнивал работу, которую проводит когнитивный психотерапевт, с коррекцией двигательного стереотипа при игре на музыкальном инструменте. Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными – таковы главные задачи.

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии представляются следующим образом:

  • проведение функционального поведенческого анализа;
  • изменение представлений о себе;
  • коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок;
  • развитие компетентности в социальном функционировании.

Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта – сделать клиента активным участником процесса, установление партнерских отношений между пациентом и психотерапевтом. Это сотрудничество происходит в форме терапевтического договора, в котором психотерапевт и клиент соглашаются вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего.

Задачей начального этапа является сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка). Эта задача относится как к симптомам (соматическим, психопатологическим), так и к эмоциональным проблемам. При этом достигается укрупнение мишеней психотерапевтического воздействия. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи симптомов, которое и запускает всю цепь, что иногда приводит к выходу на перцептивный уровень.

Следующий этап – осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Их распознавание может быть облегчено с помощью приема коллекционирования автоматических мыслей. Термин «неадаптивная когниция» применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы.

Клиенту предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниции, как правило, носят характер «автоматических мыслей». Они возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно, и для пациента всегда имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. Они непроизвольны, не привлекают его внимания, хотя и направляют его поступки.

Метод «заполнения пустот» используется в ситуации, когда уровень испытываемых эмоций или симптомов носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, недостаточно оформлены, нечетки. В этом случае применяется схема анализа, предложенная Эллисом и названная им «схемой А, В, с». Клиент обучается наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакцией на них (с). последовательность становится ясной, если заполняется пустота в своем сознании, которая явится связующим звеном между А и с, то есть обозначит В.

После этапа обучения клиента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции нужно научить его рассматривать их объективно. процесс объективного рассмотрения мыслей называется отдалением. клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. Отдаление повышает способность проводить разграничение между мнением, которое надо обосновать («я считаю»), и неопровержимым фактом («я знаю»), развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему.

Следующий этап – изменение правил регуляции поведения. согласно когнитивной психотерапии люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида.

Для того чтобы у клиента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, персонифицированными, более гибкими, учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения центрируется вокруг двух основных параметров: опасности – безопасности и боли – удовольствия. Когнитивноповеденческая психотерапия относится к краткосрочным методам психотерапии. Она интегрирует когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии для изменений личности; подчеркивает влияние когниций и поведения на эмоциональную сферу и функционирование организма в широком социальном контексте.

Когнитивноповеденческая психотерапия широко применяется при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии и т. д. Так как когнитивноповеденческая психотерапия представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема «психотерапевтического обучения» – определение мотивации пациента.

Для усиления мотивации к лечению руководствуются следующими принципами:

  • совместное определение целей и задач психотерапии, важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через «Я хочу», а «не хотел бы»;
  • составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого клиента, тщательное планирование этапов;
  • проявление психотерапевтом интереса к личности клиента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха;
  • усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует «повестка дня» занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии.

Методы реципрокная ингибиция – ее механизм заключается в том, что ответ ослабляется в присутствии сильного, несовместимого сигнала. к такому методу относится систематическая десенсибилизация Вольпе, а также другие приемы, использующие последовательное применение двух несовместимых сигналов. страх, тревога могут быть подавлены, если в одно и то же время действуют противоположные стимулы, например гнев или релаксация. происходит противообусловливание, угасает патологический рефлекс.

Эмоционально-стрессовыми методами работы с фобиями являются следующие поведенческие техники: наводнение, имплозия, парадоксальная интенция, методика вызванного гнева. В настоящее время они употребляются редко, в основном в практике детских психотерапевтов. при использовании этих приемов имеются отработанные алгоритмы. так, например, при использовании техники наводнения существует следующая последовательность шагов: установление контакта и цели терапии, обоснование ее принципов, ознакомление со скрытыми уходами при тренинге, погружение в реальную ситуацию, повторные погружения в реальную ситуацию в соответствии с программой, закрепление позитивных стереотипов поведения.

К другим методам относятся метод «стоп-кран», или триада самоконтроля (применяется как средство неотложной психотерапевтической помощи), заключающийся в остановке мысли, релаксации, скрытом подкреплении; методы аутогенной тренировки и релаксации (например, прогрессирующая мышечная релаксация; тренинг уверенного поведения и т. д.). Рационально-эмоциональная психотерапия А. Эллиса – другой основной метод когнитивной психотерапии. В этом методе выделяются три ведущих психологических аспекта психического функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире; их можно было бы назвать чистой информацией о реальности.

Интересно
Оценочные когниции отражают отношение к этой реальности; для их обозначения Эллис использовал термин belief – убеждение, вера (В). предполагается, что дескриптивные когниции соединены с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. необъективные события сами по себе вызывают позитивные или негативные эмоции, а оценка – наше внутреннее восприятие их. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.

Расстройства в эмоциональной сфере, ряд психопатологических симптомов являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки). Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис назвал иррациональными установками (IB). С точки зрения Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений; они носят абсолютистский характер.

Поэтому обычно иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению его целей. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций (RB), которую можно определить как систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Возникновение психологических проблем связано с функционированием иррациональных установок. Однако рационально-эмоциональная психотерапия сфокусирована не на генезе иррациональных установок, а на том, что поддерживает и укрепляет их в настоящем.

Работа психотерапевта, придерживающегося этого метода, сводится сначала к опознанию иррациональных установок, затем к конфронтации с ними и пересмотру их, закреплению функционирования рациональных (гибких) установок. Человек, пересмотревший иррациональные установки, характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и длительности негативных его проявлений.

Начало работы включает информирование клиента о «философии» метода (эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка), о последовательных этапах восприятия события человеком: Ао – Ас – В (включающая как RB, так и IB) – с, где Ао – объективное событие (описанное группой наблюдателей), Ас – субъективно воспринятое событие (описанное пациентом), В – система оценки пациента, предопределяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы, с – эмоциональные и поведенческие последствия воспринятого события, в том числе и симптоматика.

Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

  • катастрофические установки,
  • установки обязательного долженствования,
  • установки обязательной реализации своих потребностей,
  • глобальные оценочные установки.

Цель этапа реализована, когда в проблемной области выявлены иррациональные (а их может быть несколько) установки, показан характер связи между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена.

Цель метода – перевод клиента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные. Работа строится с учетом схемы А, В, с. первый этап – кларификация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших пациента, вызвавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет пациенту дифференцировать события, которые могут и не могут быть изменены.

Следующий этап – идентификация следствий (с), прежде всего аффективных воздействий события. Цель этого этапа – выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие. Это необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и поэтому не осознаются из-за включения рационализации, проекции, отрицания и некоторых других механизмов защиты. Следующий этап – реконструкция иррациональных установок. к нему следует приступать, если клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. реконструкция установок может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, а также на уровне поведения – прямого действия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)