Психодрама

Основоположником использования драматургических элементов в терапии является Дж. Л. Морено. Психодрама – это первый в мире метод групповой психотерапии. Происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства. Она прочно занимает позицию жизнеспособной альтернативы другим терапевтическим подходам. Классическая психодрама – это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека, развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

Современная психодрама – это не только метод групповой психотерапии, поскольку используется и в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения. Термин свободно используется для обозначения клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, драматерапии, театра импровизаций и даже спонтанного хэппенинга.

Применительно к задачам психотерапии Морено понимает под ролью процесс решающего создания структуры всего человеческого поведения, определяемого влиянием «малых групп». Роль выражает нереализованные потенции личности, отражая определенную структуру отношений с другими лицами. Это и служит основой для «присвоения» чьей-то роли, составляющей образец для подражания и способствующей росту самосознания и поведенческих форм деятельности.

Морено выводит формулу неправильных поведенческих форм реагирования, включая и психотическое поведение как результат разрегулирования правильных форм взаимоотношений между людьми, определяющихся мерой спонтанности и креативности. Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент – социометрию. В простейшем виде она представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например: «с кем бы я хотел провести выходные на море?», затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию.

В результате исследователь получает «рисунок» группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны «звезды притяжения» – люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, «звезды отвержения» – те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т. д.

Социометрия – это одна из теоретических основ психодраматической терапевтической работы. Двумя другими феноменами являются теория спонтанности и теория ролей.

Спонтанность – «новая реакция на старую ситуацию либо адекватная реакция на новую ситуацию». Подавление спонтанности – причина возникновения невроза. Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление. Теория ролей, созданная Морено, позднее была подробно разработана австралийской психодраматической школой.

Морено выделял психосоматические (например, «едок», «писающий мальчик», «сексуальный партнер»), психологические (например, «обиженный ребенок», «спаситель», «проигравший») и социальные роли (например, «полицейский», «мать», «поставщик»). Анализ внутренних ролей производится с помощью схемы, разработанной австралийской школой. Выделяются три типа ролей: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли делятся на устойчивые и рождающиеся; дисфункциональные – на устойчивые и уходящие. Коупинговые роли в зависимости от способа взаимодействия с объектом делятся на «движение от», «движение к» и «движение против».

Функциональные роли – это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Отдельное место занимают коупинговые роли – роли «совладания». Они не позволяют конструктивно разрешить ситуацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. коупинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить ее разрешение.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные и коупинговые роли преобразуются в функциональные.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль»).

Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой. После того как выбор сделан, начинается этап действия.

Протагонист с помощью участников группы драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства).

После этапа действия проходит шеринг – обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить чтото важное и для себя.

Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы, находя решение. И в этом смысле особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, то есть взаимодействия с самим собой. Исследования показали, что наиболее полезными аспектами терапевтического процесса являются эмоциональное отреагирование, когнитивный инсайт и межличностные отношения. Любое понимание терапевтического механизма психодрамы требует создания мультивариантного поля, которое будет включать в себя не только отдельные элементы, но и сочетание различных аспектов, например катарсиса и «теле».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)