Телесно ориентированная психотерапия

Вершиной инструментальных методов психотерапии по праву считаются методы телесно ориентированной психотерапия (топ). Она представляет некий синтез психобиорегуляции – реконструкции психодимнамики (энергии) человека. И это несмотря на то, что топ до сих пор представляет неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.

В настоящее время описано более 15 раз личных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как Рольфинг, биоэнергетика и гештальттерапия; методов Ф. М. Александера, М. Фельденкрайза и гештальттерапии (метод Рубенфельд); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии А. Янова, терапии В. райха и гештальттерапии.

Существующие в настоящее время методы телесно ориентированной терапии отвечают некоторым требованиям целостного подхода: для них человек – единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма.

Иными словами, топ – область психотерапии, включающая в себя десятки школ и направлений, объединенных общим взглядом на телесные (физиологические) функции как неотделимую часть целостной личности наравне с психическими и энергетическими феноменами. Задача телесно ориентированной психотерапии – создать условия для активизации процессов, способных оздоравливать и восстанавливать организм.

Топ работает с широким кругом проблем:

  • трудности личностного роста и развития; переживание кризисов, стрессов;
    неврозы, страхи, депрессии;
  • хроническая усталость, физическое и психическое напряжение, нарушения сна;
    зависимости в отношениях;
  • сложности в отношениях с людьми, неуверенность в себе;
  • неудовлетворенность собой и миром;
  • сложности в сексуальных отношениях;
  • проблемы, связанные с поиском себя и смысла жизни и др.

В экзистенциальном смысле мир телесности – это микрокосм, воплощающий в себе глубинную мудрость вселенной, где тело выступает каналом связи человека и природы в единое гармоничное целое. телесность нельзя сводить к индивидуальному либо иным уровням человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру. Последователи топ утверждают, что большинство психологических методов слишком рассудочны, и они пытаются преодолеть барьер психического и физического, подчеркивая значение интеграции тела и разума. Они верят, что существует физический аналог Роджерсовскому понятию естественного организмического оценивающего процесса, поэтому поощряют людей доверять примитивным, анималистическим телесным ощущениям, полагая, что и физиологическому функционированию присуща мудрость.

Интересно
Основные понятия топ: энергия, течение энергии, мышечное напряжение, движение, мышление и чувства, мышечная броня, раскрепощение тела и т. д. наряду с понятием энергии основным понятием телесно ориентированной психотерапии является «мышечная броня». При создании своей теории В. Райх сделал акцент на хронических энергетических блокировках, происходящих на физическом уровне.

Он описал барьеры, используемые для устранения или сведения до минимума неоконченных эмоциональных переживаний, назвав эти защитные механизмы «броней характера». Под броней райх имел в виду хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются. Другими словами, «мыщечная броня» мешает течению оргонной энергии вверх и вниз по телу. «Броня» является структурой характера в его физической форме.

Поэтому тот, кто сможет сломать «броню», в той же степени сможет изменить структуру невротического характера. Особое место в топ представляет направление биоэнергетики А. Лоуэна. Топ Лоуэна – это путь познания своей личности через тело и его энергетические ресурсы. Лоуэн описал пять типов характера и в основу своей классификации положил принимаемые индивидуумами защитные позы тела, помогающие выявить проблемы подвижности.

Различные комбинации типов характера имеют свои особенности распределения энергии:

  • «шизоидный» тип характера имеют индивидуумы, чьи мысли неясно связаны с чувствами, стремятся уйти в себя и теряют контакт с реальностью – их энергия находится в центре тела и не поступает на периферию, ее свободное течение в направлении лица, рук, ног и половых органов блокируется хроническим мышечным напряжением;
  • «оральным» характером обладают индивидуумы, нуждающиеся в значительной поддержке других и склонные к зависимости и привязанности в межличностных отношениях – их энергия не заморожена в центре организма, как в «шизоидном» типе, однако она слабо течет к периферии тела;
  • «психопатический» тип характера отличает индивидуумов с ярко выраженной потребностью властвовать и управлять, озабоченных своим социальным образом – энергия обычно перемещается к голове, а на уровне талии ее течение вниз блокируется мышечным напряжением;
  • к «мазохистскому» типу характера принадлежат индивидуумы, проявляющие беспомощность при активном решении проблем, они полностью заряжены энергией, но стараются сдерживать чувства. такой человек контролирует мышечное напряжение как будто для того, чтобы избежать взрыва. тело обычно короткое, плотное, мускулистое;
  • «ригидный» тип характера имеют честолюбивые, ориентированные на реальность индивидуумы, они хорошо функционируют, но осуществляют высокий контроль над своим поведением – их тело биоэнергетически заряжено как на периферии, так и в центре. Чувства текут свободно, но их выражение ограничено.

Понятие «почва под ногами», по лоуэну, не только физическая опора на собственные ноги, но и метафора для фрейдовского принципа реальности. «Чем прочнее человек ощущает свой контакт с почвой (реальностью), чем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше может управлять чувствами». Иметь «почву под ногами» – значит быть в энергетическом контакте с почвой, получить ощущение стабильности и уверенности.

Понятие «почва под ногами» является важным для биоэнергетики, поскольку оно ориентирует на реальность и тем самым уравновешивает акцент на выражение чувств и эмоциональных порывов, который делает биоэнергетический метод. Эффективное существование в реальном мире буквально и означает возвращение обратно на землю. Специальные упражнения помогают увеличить поток энергии, упрочить контакт с почвой и соответственно усилить ощущения себя.

Позы Лоуэна используются для установления областей напряжения, но, кроме этого, они находят применение в прямой физической работе над расслаблением напряженных мышц. Двигательные упражнения эффективны тем, что помогают вернуть членов группы к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека. Кроме дыхания, такие физические движения, как удары по матрасу или стулу помогают выразить отрицательные эмоции. Основной напряженной позой в биоэнергетической терапии Лоуэна является арка – прогиб назад.

Лоуэн отмечал, что позднее он обнаружил эту позу в даосистских писаниях. При правильном исполнении арки Лоуэна воображаемая перпендикулярная линия соединяет точку, расположенную посередине между лопатками, с точкой, находящейся посередине между ног. Если применить терминологию биоэнергетической терапии, то можно сказать, что в этой позе человек заряжен с ног до головы, заземлен и уравновешен.

Следует отметить, что в телесной терапии много ритуальных аспектов, которые могут не иметь целебных функций, и поэтому трудно идентифицировать те активные ингредиенты, которые ведут к реальным изменениям. Многие современные представители телесной терапии ведут поиски новых форм и направлений. Одним из таких направлений является объединение телесных методов с вербальными моделями терапии, другим – постепенное замещение крайне болезненных, неудобных процедур более мягкими, более гуманными и столь же эффективными физическими вмешательствами.

Концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза и М. Александера направлена на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающее функциональное единство тела и психики. В топ М. Фельденкрайза больше внимания уделяется осознаванию, поскольку только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного.

Интересно
Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. И чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием.

Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, дифференцирование ощущений, преодоление стандартных паттернов движения. он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.

В отличие от терапии Фельденкрайза метод М. Александера представляет технику коррекции осанки и привычных поз. Это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По мнению Александера, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения.

Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он указывал, что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод основан на двух фундаментальных принципах – торможения и директивы.

Торможение – это ограничение непосредственной реакции на событие. Для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации.

Другими видами топ, не укладывающимися в рамки классической терапии райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции и др. Бондинг – один из важнейших факторов детскородительских отношений в телесно ориентированной психотерапии. Для новорожденного с первых секунд жизни очень важен физический и психоэмоциональный контакт с матерью, отцом и другими родственниками. Связь формируется на самом глубинном уровне и потом оказывает свое влияние на протяжении всей жизни. Прикосновения и поглаживания имеют важный психологический эффект, являясь стимулятором центральной нервной системы.

Ряд методов топ основаны на чувственном сознавании – процессе осознавания телесных ощущений, обучения дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.

Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи, ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта – вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.

Метод структурной интеграции, или Рольфинг иды Рольф, представляет собой комплексный подход, направленный на осознание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего.

В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела.

Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение десяти сессий.

Биосинтез Д. Боаделла означает «интеграцию жизни» – трех жизненных энергетических потоков, которые дифференцируются в первую неделю жизни эмбриона. Интегративное существование этих потоков очень существенно для соматического и психического здоровья. Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой. Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно взаимодействуют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травм младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интеграция нарушается.

В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее сфокусированы:

  • между головой и позвоночником (между экто и мезодермами), между мыслями и действиями в задней части шеи. Это наиболее ранний блок, приобретаемый человеком во внутриутробной жизни, родах и первые дни и недели жизни;
  • между головой и туловищем (между экто и эндодермами), между мыслями и эмоциями в горле;
  • между позвоночником и внутренними органами (между мезо и эндодермами), между чувствами и действиями, между действиями и дыханием в области диафрагмы.

От В. Райха биосинтез унаследовал точку зрения, что личность может быть понята на трех уровнях:

  • на поверхности мы видим маску: панцирь характерных отношений, сформировавшийся для защиты от угрозы целостности личности в детстве или раньше;
  • когда защиты начинают ослабевать, проявляется более глубокий уровень болезненных чувств, содержащий в себе гнев, тоску, тревогу, отчаяние, страх, обиду, чувство одиночества;
  • под уровнем болезненных чувств находится основной ядерный уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базисного доверия, благополучия, радости и любви.

Тремя основными процессами терапии (реинтеграции энергетических потоков) являются заземление, центрирование и видение. Заземление – это работа с мезодермальным панцирем, связанная с ритмом движения и состоянием нашего мышечного тонуса. Терапевтическая работа по центрированию затрагивает уровень эндодермы, то есть внутренних органов, в первую очередь системы дыхания. Она помогает человеку войти в контакт с волнообразным ритмом его дыхания и соответствующими ему эмоциональными изменениями. То есть это движение к гармоничному дыханию и эмоциональному равновесию. Терапевтическая работа с контактом глаз, взглядом, голосом – третий путь реинтеграции в биосинтезе. Высвобождение голоса связано с улучшениями в мышечном тонусе как реинтеграция на эндодермальном потоке.

Танатотерапия – «терапия смертью» – один из методов топ (В. Ю. Баскаков). Главная цель – оказание специфической помощи в восстановлении человеком утраченного им контакта с процессами смерти и умирания. танатотерапия оперирует широким спектром представлений о различных видах смерти, к которым относит тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание/остановку процесса, сумасшествие, объектные характеристики тела и др.

Методика предлагает специальные техники для восстановления контакта с вышеперечисленными видами смерти и нормализации соответствующих им психофизических процессов человека. В основе танатотерапии лежат естественные процессы саморегуляции человеческого организма. Условия для их проявления возникают благодаря приемам и особому подходу в работе с клиентом – гармонизацией разбалансированной внутренней реальности, «настраиванием» тела. Это приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное заземление), чем создаются условия для безопасной встречиконтакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации и интеграции болезненных переживаний и представлений.

В качестве средства установления и восстановления утраченного контакта с процессами смерти и умирания танатотерапия использует моделирование так называемой правильной смерти. Основа модели – тотальное расслабление. Телесность в танатотерапии рассматривается в контексте оппозиции/взаимодействия социального и биологического тел. стоит подчеркнуть, что танатотерапия не имеет никакого отношения к тренингам и практикам, предполагающим добровольное временное закапывание их участников в землю.

Танатотерапия позволяет оказывать помощь в широком спектре ситуаций:

  • в работе с умирающими;
  • при оказании помощи семье умирающего;
  • при любых страхах, и прежде всего страхе смерти и страхе перед трудностями жизни;
    при нарушениях сна;
  • для достижения максимального расслабления;
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • во время беременности и т. д.

Наряду с вышеприведенными методами к топ относят и танцевально-двигательную и ритмо-двигательную терапию. Теоретической предпосылкой двигательной психотерапии является идея о том, что движение тела является основой всех жизненных проявлений, включая когнитивные и эмоциональные. Представители этого направления психотерапии видят человека как тело, перемещающееся в пространстве, времени и социальном контексте. Выражение тела, его речь требуют учета невербальной коммуникации, экспрессии, проявляющейся в движениях и танце.

Выделяют три основные формы двигательной психотерапии:

  • функциональные методы: лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная терапия, методы релаксации, массаж и хореотерапия;
  • методы конфликтоориентированной двигательной психотерапии – направлены на вытеснение психотравматического материала в сфере телесной экспрессии. Этот метод является модификацией психоаналитической психотерапии;
  • интегративные и мультимодальные методы: тимопрактика, концентративная и интегративная двигательная терапия.

Тимопрактика имеет целью вскрытие и осознание заложенного в телесной памяти неосознаваемого биографического материала с помощью непосредственного вовлечения в движение, воздействия на мускулатуру и дыхание. Концентративная двигательная психотерапия является психоаналитически ориентированным методом, сочетающим функциональный и раскрывающий подходы. Он продемонстрировал хорошие возможности использования «телесного языка» для выявления и коррекции дефектов раннего развития.

Основные положения интегративной двигательной психотерапии связаны с понятием «интегративная модель личности», которая представляет собой сплав ндивидуального и социального аспектов. В ходе терапии раскрываются негативные аспекты телесной идентичности, двигательные корреляты связанных с неосознаваемым конфликтом эмоций, проявляющиеся в мимике, жестах и психосоматических симптомах.

Многие авторы отмечают позитивный эффект восточной топ, к которой относятся:

  • йога,
  • цигунтерапия,
  • цалунг,
  • шаманские техники,
  • телесные медитации и др.

Указывают, что во время практики йоги восстанавливаются связи между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокращены или испорчены дурными привычками, напряжениями и другими негативными влияниями. Цель практики состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности не за счет увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего осознания, как работает тело.

Психофизиологическое влияние йоги заключается в том, что человек самостоятельно при выполнении определенного упражнения может регулировать уровень напряжения в определенной части своего тела и впоследствии работать с поднимающейся эмоцией при помощи других техник (дыхания, пения мантр, релаксаций), а также при поддержке преподавателя. Большинство упражнений этой системы имеют внутреннюю медитативную ориентацию. В йоге к такому состоянию мы приближаемся по средствам медитаций, пения мантр и других подобных техник.

Так, различные системы, ориентированные на тело, развивавшиеся независимо в разных местах земного шара, имеют много общего. Все они рассматривают тело и ум как одно целое, текущий психофизиологический процесс, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные. Возможно, подход интеграции и объединения философии, научных знаний восточной культуры с отечественной и западной культурой развития и здоровья человека будет шагом к созданию интегративной методики развития и гармонизации общества в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)