Технологии мотивации, создания проблемных ситуаций, мыследеятельности

В поведении человека есть две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная связана с понятием мотивации, включающим интересы, мотивы, потребности, цели, задачи, намерения, побуждения, имеющиеся у человека.

Регуляционная – отвечает за то, как складывается поведение человека. Его регуляцию обеспечивают такие разнородные психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание память, мышление, речь, способности, темперамент, характер, воля, эмоции.

Мотивы – осознаваемые стимулы поведения, это то, почему действует человек. Активным в учении является тот, кто осознает потребность в знаниях, у кого сформированы мотивы учебной деятельности.

Проблема мотивации учения имеет длительную историю проработки в психолого-педагогических исследованиях (Л.С. Выготский, С .Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, М.Н. Скаткин, А.К. Маркова, Т.И. Шамова и др.).

В мотивации учения представлена субъективная сторона деятельности учащегося. Мотивация отвечает на вопросы о том, зачем ребенок учится, каков личный смысл учения, какие потребности обеспечиваются в процессе учения.

Учебная деятельность является по своей природе познавательной, система мотивов выступает ее побудителем и органично включает в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, намерения, идеалы, мотивационные установки, которые придают учебной деятельности активный и направленный характер.

Учебная мотивация позволяет учащимся определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности.

Инициируя учебно-познавательную деятельность, преподаватель развивает и внутренние побуждения к учению и саморазвитию. Психологи выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные и социальные.

Познавательные мотивы учения (направленность на содержание учебного предмета) подразделяются на (А.К. Маркова):

  • широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями;
  • учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
  • мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования.

Уровни социальных мотивов учения (направленность на другого человека в ходе учения) следующие:

  • широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимание социальной значимости учения;
  • узкие социальные или позиционные мотивы – стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;
  • мотивы социального сотрудничества – ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.

А. К. Маркова выделяет четыре типа включенности ученика в учебную деятельность.

Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бедностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату.

Интересно
Отсутствует умение ставить учебные цели и преодолевать трудности. Отсутствует умение выполнять действие по развернутой инструкции взрослого. Отсутствует ориентация на поиск разных способов действия. Учебная деятельность не сформирована.

Положительное (аморфное, нерасчлененное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим.

Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учеников характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит учитель. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля и самооценки (также по образцу).

Положительное (познавательное, осознанное, инициативное) отношение к учению. Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит учитель, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности.

На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельность для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе.

Они различают способы и результаты учебной деятельности, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, хорошо развит самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, их иерархия; устойчивость и неповторимость мотивационной сферы.

Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить перспективные, нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении.

Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, типичным является поиск нестандартных способов учебных задач. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.

Вышеперечисленные ступени отношения к учению подчеркивают тесную взаимосвязь между мотивированностью учения и сформированностью умения учиться.

Учителю необходимо понимать состояние умения учиться для того, чтобы понимать причины тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода от трудностей в учебной работе. Психологические исследования показывают, что при наличии у обучающихся только репродуктивных учебных умений примерно в половине случаев наблюдается безразличное отношение к учению, примерно у трети школьников – ситуативный интерес, у большинства остальных – отрицательная мотивация.

На репродуктивном уровне ученик выполняет и оценивает действия, выполненные по инструкции и по образцу, осуществляет выбор типовых способов методом проб и ошибок. На продуктивном уровне действий ученик отказывается от перебора известных способов действий, самостоятельно ставит учебную задачу и осуществляет поиск способов ее решения.

Факторы, способствующие формированию мотивации учебной деятельности (С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов):

  • общая атмосфера положительного отношения к познанию в школе;
  • включенность учеников в совместную учебную деятельность в классном коллективе;
  • занимательность, необычное изучение учебного материала;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных игр, дискуссий, споров;
  • анализ жизненных ситуаций в свете полученных знаний;
  • развитие самостоятельности и самоконтроля в учебной деятельности.

При изучении курса «Педагогические системы и технологии» акцентируются инструментальные вопросы организации и развития мотивационного компонента деятельности учащихся.

Включенность учащихся в коллективную деятельность обеспечивают методы и приемы совместного целеполагания урока, некоторые из них представлены нами в таблице 2.8.

Умение учащихся ставить учебную задачу напрямую связано с характером отношения к учению, развитие такого умения способствует повышению мотивации учебного труда.

И.И. Казимирская и А.В. Торхова представляя один из вариантов продуктивного обучения в вузе – технологию творческого проектирования, разработали 6 шагов подготовки и реализации проекта, которые можно адаптировать и для средней школы. Три первых шага – вариант активизации познавательной деятельности учащихся на этапе мотивации и целеполагания.

Алгоритм учебного проектирования (индивидуального или микрогруппового):

  • 1-й шаг. поразмыслите над тем, что бы вы хотели видеть в качестве продукта проекта (доклад, презентацию, коллаж, видеоролик, газету и т. д.). Попытайтесь обсудить как можно более полный перечень «+», которые этот проект может принести. Сформулируйте конкретную цель, продолжив фразу: «Я (мы) хочу (хотим)…»;
  • 2-й шаг: оцените, где вы сейчас находитесь по отношению к своей цели? Отметьте это точкой на прямой:

  • 3-ий шаг продумайте, что понадобится сделать для достижения цели:
    • определение источников, способов сбора и обработки информации;
    • распределение обязанностей;
    • подготовка наглядности и т.д.

Запишите эти действия, конкретизируйте их по времени, распределите обязанности, функции и ответственность.

1…………………

2……………………..

3…………………

  • 4-й шаг осуществление намеченного, коррекция план;
  • 5-й шаг: итоговое оформление и презентация продукта проекта;
  • 6-й шаг: рефлексия:
    • Что хотели сделать?
    • Как хотели сделать?
    • Что получилось?
    • Могли ли сделать лучше?
    • Чем обогатился личный опыт?

Проблемная ситуация – это ситуация познавательного затруднения в процессе обучения.

Такую ситуацию можно создавать различными способами, например:

  • организация проблемной беседы через серию взаимосвязанных проблемных вопросов, отвечая на которые учащиеся осознают затруднения, противоречия;
  • предъявление противоречивых фактов, суждений, различных точек зрения;
  • столкновение обыденного житейского и научного опыта и знания;
  • организация выполнения практического задания, обреченного на неудачу из-за нехватки знаний или практических способов деятельности;
  • введение контекстных задач.

Е.Р. Блинова формулирует требования, предъявляемые к контекстной задаче, чтобы она была принята учениками, обеспечила мотивацию и включение их в деятельность:

  • Должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания, взгляды, мнения, предпочтения и т.д.
  • Отличается принципиальной неопределенностью и открытостью.
  • Нестандартна, оригинальна, парадоксальна по содержанию.
  • Контекстная задача — это задача «ловушка», в ней в свернутом виде заключена проблема, которая соответствует основной идее учебного занятия.

Мотивацию деятельности учащихся, развитие познавательного интереса можно осуществить с помощью создания различных проблемных ситуаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)