Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении

Существуют некоторые виды неуспеваемости.

Эпизодическая неуспеваемость. Неуспеваемость носит кратковременный характер. Возникает вследствие непонимания отдельных вопросов учебной программы в результате повышенной утомляемости, болезни, отсутствия на уроке. Устраняется в ходе ряда уроков или поддерживающих занятий.

Интересно
Устойчивая неуспеваемость по отдельным предметам. Возникает в результате наличия пробелов в знаниях по данному предмету в силу различных причин – болезни, использования неправильных приемов учебной деятельности, недостатков мыслительной деятельности.

Общее отставание в учении по ряду или почти всем учебным предметам на протяжении длительного времени. Является результатом педагогической и психологической запущенности ученика.

Как было показано выше, существует много причин школьной неуспеваемости, но, несмотря на их разнообразие, слабоуспевающие и неуспевающие школьники имеют много общих черт, что позволяет разрабатывать их классификации и типологии. Такая аналитическая работа необходима для выработки методик коррекции школьной неуспеваемости.

Л.С. Славина разработала классификацию неуспевающих школьников на основе причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

Неправильное отношение к учению — первая группа неуспевающих школьников. Одной из причин школьной неуспеваемости может выступать не достаточное развитие общественных мотивов учения. Учителя и родители часто не видят связи между развитием высоких общественных мотивов учения школьника и его неуспеваемостью.

Порой учителя даже не пытаются выяснить, что именно побуждает их учеников учиться, видят ли ученики в учении важное общественное дело. Учебная деятельность школьников этой группы не формирует ни их общественной направленности, ни чувства долга и товарищества, ни черт коллективизма, ни любви к своей школе, ни патриотизма.

Трудности усвоения учебного материала, связанные с тем, что обычно называют отсутствием способностей – вторая группа учеников. Учеников второй группы можно определить как интеллектуальнопассивные дети.

Они плохо учатся, так как не пользуются в своей учебной деятельности активной мыслительной работой, не хотят и не любят думать, стремятся выполнить учебную задачу различными обходными путями (зазубриванием, списыванием, использованием подсказок товарищей).

Неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной работы – третья группа учеников. К этой группе учащихся относятся школьники, про которых говорят, что они не умеют учиться.

Можно выделить следующие недостатки учебной работы таких учащихся: в способах заучивания учебного материала, выполнения различных упражнений, неправильная общая организация самостоятельного труда и др.

Недостатки в способах заучивания учебного материала проявляются в том, что учащиеся заучивают текст, не выделяя его логических частей, не составляя плана того фрагмента учебного материала, который нужно понять и запомнить. У большинства учащихся отсутствуют активные способы заучивания учебного материала.

Среди учащихся этой группы часто встречаются ошибки в способах выполнения упражнений, например, они пытаются решить задачу, выполнить упражнение, сделать диаграмму, не усвоив правила, на отработку которого предлагаются данные упражнения.

Существенным недостатком данной группы учащихся является неумение соблюдать правильный режим учебной работы, медленный темп самостоятельной работы, выполнения домашних заданий.

Неумение трудиться – четвертая группа учащихся. Причина неуспеваемости школьников данной группы – неправильно сформировавшееся отношение к труду, в том числе и учебному.

Ученики небрежны и недобросовестны в выполнении учебных обязанностей, часто не выполняют домашние задания, неаккуратно относятся к книгам и учебникам, часто забывают их дома.

Отсутствие познавательных и учебных интересов — пятая группа учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)