Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса

Организация ввода в новую тему, переход к детальному изучению многообразных конкретных фактов только после общей ориентации в программном материале, который предстоит изучить.

Предварительная ориентация учащихся в типизированных особенностях изучаемого предмета важна для формирования обобщенных знаний, позволяющих легко и эффективно осваивать конкретный материал, не теряясь в его деталях.

Наличие активного интереса к учебным предметам во многом определяется содержанием обучения.

Мотивационное воздействие может оказать лишь тот учебный материал, который соответствует потребностям ребенка. У всех школьников имеется потребность в новых впечатлениях, активной умственной деятельности, упражнении отдельных психических функций (мышления, памяти, воображения и др.).

Интересно
При разработке тематического планирования, подборе учебного и иллюстративного материала учителя должны помнить потребности учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло потребности и способствовало развитию.

Содержание учебного материала должно быть доступным, но в то же время сложным и трудным для стимулирования активной мыслительной работы. Легкий учебный материал не ведет к развитию новых потребностей, вряд ли правильно поступают те учителя, которые упрощают содержание учебного материала, буквально разжевывая все сложные вопросы.

Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и слабоуспевающий, осознал свою способность преодолевать трудности, испытал эмоциональный подъем в связи с выполнением сложного учебного задания.

Одной из важнейших методических и педагогических задач выступает формирование адекватной самооценки школьников в учебной деятельности, правильного отношения к собственным затруднениям и ошибкам.

Необходимо изменить отношение к ошибке как к чему-то недопустимому, наказуемому, признать дидактическое право учащихся на ошибку как способ продвижения в учебном материале и технику его понимания.

Развитие правильной содержательной самооценки результатов учебной деятельности будет также способствовать профилактике школьной тревожности и повышению эмоционального благополучия учащихся.

Методики формирования адекватной самооценки были рассмотрены в педагогике сотрудничества, методической системе Ш.А. Амонашвили.

Создание каждым учителем собственной системы работы по выявлению, предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся с целью преодоления школьной неуспеваемости.

Интересно
В этом направлении должна вестись работа по предварительному проектированию всего цикла познавательной деятельности учащихся, от диагностичного представления планируемых результатов обучения до разноуровнего тематического контроля, коррекции и рефлексии учебных достижений.

Использование интерактивных образовательных технологий, организация учебных занятий на основе разнообразных форм дискуссионного диалога, свободных дискуссий познавательного характера, которые создают развивающую среду и позволяют каждому участнику педагогического взаимодействия превратиться в реального субъекта собственной учебной деятельности.

Организация взаимодействия учебной и внеучебной деятельностей, активное включение учащихся в кружковую работу, активное внедрение факультативов, поддерживающих и стимулирующих занятий, развитие дистанционных форм обучения, разработка методического обеспечения самостоятельной работы учащихся на электронных носителях.

Н.П. Локалова при организации работы по преодолению недисциплинированности как причины неуспехов в учении предлагает:

  • устранить у школьников аффекты и неприятные эмоциональные переживания путем устранения их причины;
  • искоренить неправильные привычные формы поведения и выработать соответствующие формы дисциплинированного поведения (успех во многом зависит от того, насколько сам ученик стремится осознать свое поведение и контролировать его).

У нормальных, здоровых школьников должно быть и нормальное стремление, потребность трудиться, выработана привычка к труду, в том числе и интеллектуальному, учебному.

Лень как качество личности также может выступать причиной школьной неуспеваемости и одной из задач коррекционной работы в этой области выступает диагностика и помощь ленивым школьникам.

И.П. Подласый перечисляет факторы развития лени как черты характера: соответствующая склонность нервной системы, генетическая предрасположенность; неразумная воспитательная тактика родителей, заключающаяся в оберегании детей от труда; невнимательность учителя, который не замечает и не поощряет усилий и стараний учащихся, использует критику как средство педагогического воздействия.

Чтобы помочь ленивым школьникам, необходимо:

  • подчеркивать успехи и добросовестность ученика (если они есть);
  • вызывать у ребенка приятное чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы;
  • постепенно приучать школьника находить радость в умственном усилии.

В практике работы школы существуют такие виды занятий, как поддерживающие и стимулирующие, данные формы организации индивидуальной и групповой работы позволяют осуществить дифференцированный подход и найти резерв учебного времени для ликвидации пробелов в учении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)