Причины школьной неуспеваемости

Наряду с рассмотренными в первом вопросе факторами школьной неуспеваемости существуют конкретные причины этого явления, которые необходимо знать для коррекционной работы.

В результате развития психологического знания было выявлено ряд психологических причин школьной неуспеваемости, которые связаны с недостатками в развитии различных сфер личности школьника: познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной. Рассмотрим эти недостатки.

Затруднения в учебной деятельности могут вызываться недостатками развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления). К числу недостатков внимания у неуспевающих школьников относят малый объем, неустойчивость, трудности при переключении внимания, неумение распределять внимание, недостаточную концентрацию внимания.

Интересно
Психологи выделяют такие недостатки памяти слабоуспевающих учеников, как малый объем кратковременного запоминания, слабая удерживающая способность памяти, слабая опора на мышление, что приводит к поверхностной смысловой обработке учебного материала и механическому его заучиванию.

Недостатки мышления отстающих в учении школьников можно рассматривать в двух направлениях: недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, выделение существенного) и качественные особенности мыслительной деятельности (неустойчивость мышления, инертность, конкретность и синкретичность мышления, недостаточная обобщенность, однолинейность).

Снижение интереса к учению и недостаточная его мотивация также выступают в качестве психологических причин школьной неуспеваемости.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются содержание обучения, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности учителя.

Содержание учебного материала, чтобы стать фактором, мотивирующим школьника, должно опираться на актуальные для возрастного и индивидуального развития потребности, например, в познании, открытии нового, рефлексии и самооценке, эмоциональном насыщении и др.

Содержание учебного материала должно опираться на прошлый опыт учащихся, включать элементы проблемности, способствовать превращению безликой внешней информации в личностное знание.

Организация учебной деятельности как фактор мотивации учения школьников тесно связана с технологическим подходом в образовании.

Результатом проектирования педагогического процесса при таком подходе выступает структура и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося, большое внимание уделяется методическому обеспечению активной познавательной деятельности.

Развитые формы учебной деятельности приводят к тому, что сама деятельность становится личностно значимой для школьника и создает условия для развития как познавательных, так и социальных мотивов.

Сущность оценочной деятельности педагога, по мнению Ш.А. Амонашвили, заключается в коррекции и стимулировании учебно-познавательной деятельности школьников, выражается в положительном отношении к ученику, вере в его возможности.

Оценочная деятельность педагога задает образцы, школьник впитывает примеры, эталоны, формы и способы оценочной деятельности для того, чтобы включать оценочный компонент в свою самостоятельную учебную деятельность. Учебная деятельность школьников, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и поэтому мотивирующей своей основы, что и ведет к проблемам в обучении.

Коллективные формы учебной деятельности создают лучшие возможности для мотивации, чем индивидуальные. В коллективном взаимодействии больше возможностей для проявления каждого учащегося, взаимообучения, распределения учебных обязанностей, достижения учебных результатов разными средствами выразительности.

В качестве психологической причины школьной неуспеваемости выступают потеря интереса к учению и отрицательное к нему отношение.

Достижение успеха в учении через формирование интереса к нему, развития желания учиться использовал В.А. Сухомлинский, он использовал метод «эмоционального пробуждения» ребенка, уделяя большое внимание в Павлышской средней школе, как эмоциональности преподавания, так и восприятия, созданию условий для переживания радости учебного труда, вдохновению от успехов и учебных достижений.

Интересно
В педагогическом процессе важно, чтобы формировались внутренние побудительные мотивы к учению, сама учебная деятельность должна привлекать и побуждать ею заниматься. Учащиеся не должны бояться «не правильных ответов», задать вопрос, любое проявление инициативы должно поощряться, так как необходимо поддерживать любознательность учащихся и зарождающийся интерес к учению.

Таким образом, можно выделить два пути воспитания положительного отношения к учению: создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки и формирование учебных интересов в самой учебной деятельности (обращение к непосредственному опыту учеников, широкое использование наблюдений и практических действий, познавательные экскурсии, проблематизация как содержания обучения, так и способов его освоения и др.).

Любое проявление инициативы должно поощряться учителем с целью поддержания любознательности и возникающего интереса в учебной деятельности Причиной школьной неуспеваемости может быть недисциплинированность учащихся. Недисциплинированность учащихся трактуется как свойство личности, характеризующееся нежеланием выполнять социальные нормы, правила и предписания.

Причиной нарушения школьных правил поведения может выступить астеническое состояние школьника: «нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна».

Другой причиной недисциплинированности может стать педагогическая запущенность – отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности, обусловленное недостатком воспитания и обучения.

Педагогическая запущенность приводит к потере интереса к учению, прогулам учебных занятий, недобросовестному выполнению учебных заданий.

Развитие у учащихся волевых качеств личности (целеустремленности, настойчивости, ответственности и дисциплинированности и др.) выступает важнейшим фактором успешности в учении.

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. Разлад в семье, грубость отношений, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, низкая педагогическая культура родителей могут выступать причинами школьной неуспеваемости.

Для понимания причин, связанных с неблагоприятным влиянием семьи на успеваемость школьника важно учитывать такие корреляционные плеяды в области «семья-среда-неуспеваемость» как, членство ребенка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме, контроль родителей за выполнением домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)