Технологии интерактивного обучения, коммуникативно-диалоговые технологии

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, но не замененное общением. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и содержание образовательного процесса, но изменяет формы организации обучения на диалоговые.

Учебный диалог предполагает (Е. Коротаева):

  • рассмотрение различных понятий в разрезе разных логик и способов понимания мира;
  • особое общение между учащимися и учителем, отстаивающими собственный взгляд на мир, уважение мнения и личности ученика его самоопределение и самоорганизация;
  • внутренний спор учащегося с самим собой, основанный на столкновении различных культурно-логических блоков;
  • выход диалога за грань известного и неизвестного не только ученику, но и учителю;
  • введение в структуру учебного материала казусов и парадоксов, утверждений-сомнений, «вопросительных утверждений», стимулирующих коммуникативную активность учащихся.

Психологами проанализированы разные формы и способы организации учебного взаимодействия на предмет эффективности усвоения учебного материала и результаты наглядно выражены в своеобразной «пирамиде познания»:

  1. Лекция (5% усвоения) – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей.
  2. Чтение (10% усвоения).
  3. Аудио-визуальные средства (20% усвоения).
  4. Использование наглядных пособий (30% усвоения) – диаграмм, Слайдов, макетов, моделей, раздаточного материала различной типологии, плакатов и т. п.
  5. Обсуждение в группах – коллективная работа (50% усвоения), дает возможность поделиться своими впечатлениями, мыслями, выводами, задать вопросы на уточнение, понимание и т.д.
  6. Практика действий (70% усвоения) – это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования).
  7. Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Хочешь выучить и понять – объясни другому.

Интерактивное взаимодействие в учебном процессе выступает как средство повышения эффективности усвоения учебного материала.

Главная особенность технологий интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит в групповой совместной деятельности, и группа для каждого ученика может реализовать психотерапевтическую функцию педагогической поддержки.

Поэтому при организации интерактивного обучения большое значение наряду с достижением число учебных задач, важно осознание ценности других людей, формирование потребности в общении, в групповой поддержке.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции:

  1. Решение учебных задач и успешное овладение учебным материалом.
  2. Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Непосредственная работа в микрогруппе начинается с усвоения учебных задач. Содержание задания для группы должно носить иной, нежели при традиционных формах обучения характер.

Группе не нужно предлагать составить конспект параграфа из учебника или выполнить любое другое задание репродуктивного характера, когда каждый может сделать это самостоятельно.

Для коллективной продуктивной деятельности необходимо формулировать и предлагать задания, имеющие альтернативные пути решения, позволяющие высказать собственные оценочные суждения, носящие проблемный характер.

Алгоритм урока, построенного на идеях интерактивного взаимодействия, может быть очень простым, например: постановка учебной задачи; процесс разрешения учебной задачи в микрогруппах; презентация групповых решений, рефлексия.

Самое сложное и важное в данных технологиях, организовать коллективную деятельность, сформулировать такое задание, которое будет интересным для всех, носить дискуссионный характер (может проявляться как в теоретическом, так и практическом планах).

При организации обсуждения необходимо уделять внимание выработке навыков общения и сотрудничества. В процессе обсуждения происходит столкновение различных точек зрения.

Одно из самых трудных правил поведения для школьников заключается в том, что следует различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы.

Так, инициатор может выдвигать любые, самые фантастические идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность или неправильность выдвигаемых положений.

Роль контролера закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. Необходимо чувствовать границы диалога, не переносить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межличностный план.

Возможные позиции группового взаимодействия: организатор; инициатор или теоретик; контролер или эксперт; протоколист; спикер, рупор, ритор.

Правила учебного сотрудничества (no Е. Коротаевой):

  • Каждый человек заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
  • Говорить понятно, высказываться непосредственно по теме, избегая избыточности в информации.
  • Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на «понимание», только после этого делаются выводы по высказыванию.
  • Критикуются идеи, а не личности.

Формы презентации групповых решений (Л.И. Уманский):

  1. Совместно-индивидуальная: каждая группа представляет итог своей деятельности, решения обсуждаются, из них выбирается лучшее.
  2. Совместно-последовательная: результат деятельности каждой группы является, как в мозаике самостоятельным фрагментом, необходимым для общего решения проблемы.
  3. Совместно-взаимодействующая: из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог.

Особенности рефлексивных процедур в технологиях интерактивного взаимодействия выражаются, прежде всего, в оценке коммуникативных умений и навыков учащихся.

Сложность данного этапа заключается в неумении учащихся выразить свои ощущения. Поэтому педагогу стоит заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему.

Например:

  • Легко ли работать в группе?
  • Кто ощущал себя некомфортно и почему?
  • Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
  • К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
  • Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
  • Что помогает и что мешает общей работе?
  • Какова должна быть помощь учителя?
  • Что приобретаешь в совместной работе?

Правило трех нельзя при организации рефлексии:

  1. Нельзя говорить «уже все сказали».
  2. Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе.
  3. Нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

При организации интерактивного обучения очень важно, чтобы учебное пространство кабинета располагало к общению. Традиционная расстановка парт здесь неуместна. Необходимо варьировать учебные места, создавая зоны группового общения, в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе.

Одним из ключевых понятий в технологиях интерактивного обучения выступает дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование).

Дискуссия может быть рассмотрена в двух смыслах:

  • способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;
  • метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Использование дискуссии в учебном процессе дает возможность ее участнику получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности.

Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.

Функции преподавателя-организатора дискуссии:

  • Задать тему для дискуссии.
  • Создать доброжелательную атмосферу.
  • Сформулировать вместе с участниками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего; не перебивать; аргументированно подтверждать свою позицию; не повторяться; не допускать личностной конфронтации и др.).
  • Руководить дискуссией.
  • Мобильно фиксировать предложенные идеи.
  • Оперативно проводить анализ, высказанных идей.

Формы дискуссионного диалога:

  1. Круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений).
  2. Экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы).
  3. Форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией).
  4. Симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме).
  5. Дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство- опровержение).
  6. Судебное заседание (обсуждение имитирующее судебное разбирательство- слушание дела).
  7. «Аквариум» (Класс делится на группы, которые обычно располагаются по кругу. Выбирается представитель, который выражает позицию группы. Представители от групп собираются в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителя, никто не имеет право высказываться, однако участникам группы разрешается передавать указания записками).

Эффективным средством обучения выступают дебаты, при использовании которых этапами организации учебного процесса являются: ориентация, подготовка к проведению, проведение дебатов, обсуждение игры.

Дебаты в обучении могут быть формой урока или же использоваться на одном из этапов урока, в зависимости от дидактической задачи (в процессе актуализации знаний, систематизации и обобщения учебного материала, закрепления, для обеспечения обратной связи, при организации самостоятельной работы). Дебаты могут быть различных видов: классические дебаты или же модифицированные.

В классических дебатах участвуют две команды по три-четыре человека, остальные учащиеся, либо рецензенты, либо судьи, либо слушатели. В данном случае дебаты выступают формой нетрадиционного урока.

Правила организации и проведения дебатов. Участники и их функции.

Председатель – незаинтересованное лицо, не участвует в дебатах.

Выполняет функции контроля и регулирует порядок проведения дебатов. Имеет право прерывать выступление и удалять из зала, в случае нарушения порядка процедуры.

Секретарь — информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, показывает оставшееся время, ведет документацию.

Выступающие. Первые номера: формулировка тезиса (антитезиса) и его развитие (защита). Вторые номера: приводят аргументы в пользу тезиса (антитезиса). Третьи номера: опровержение аргументов соперников. Четвертые номера: подведение итогов (последний выступающий – представитель оппозиции).

Участники дебатов: имеют право задавать вопросы, давать информацию во время выступления ораторов. При согласии выступающего – информация в 2-3 предложения, при несогласии оратора – желающий выступить должен молча сесть. Выступающий может прервать говорящего.

Правила размещения участников дебатов. Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека), слева от Председателя – противники тезиса (4 человека). Посередине в конце зала – «болото» (лица без определенной точки зрения).

Порядок проведения дебатов:

  • поочередные выступления главных ораторов (за и против). Первые номера – 5 минут; вторые, третьи и четвертые – 3-4 минуты. Б. Дебаты в зале. Каждый имеет право голоса (право высказаться за тезис или антитезис в течение двух минут);
  • голосование: все высказываются в пользу выбранной позиции (должны оцениваться аргументы, представленные сторонами). Лица без определенной позиции присоединяются к защите тезиса или оппозиции.

Такие дебаты могут стать основой для имитационно-моделирующих игр. В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ. Моделирование дает возможность воспроизведения исторических процессов, научных дискуссий, учащиеся погружаются в определенную эпоху или конкретную ситуацию.

В формате «модифицированных» дебатов допускаются изменения правил, увеличивается количество игроков, организуются группы поддержки, создается группа экспертов и т. д.

Методы интерактивного обучения можно классифицировать вслед за С.С. Кашлевым на следующие группы:

  • методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации («прогноз погоды», «заверши фразу», «комплимент» и др.);
  • методы обмена деятельностями («метаплан», «мастерская будущего», «перекрестные группы» и др.);
  • методы мыследеятельности («четыре угла», «чье это?» и др.);
  • методы смыслотворчества («алфавит», «работа с понятиями», «интеллектуальные качели» и др.);
  • методы рефлексивной деятельности («рефлексивный круг», «рефлексивная мишень», «анкета – газета» и др.);
  • интерактивные игры.

Приемы, повышающие активность группового обсуждения:

  1. Уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли (Как вы докажите, что это верно? Что вы имеете в ввиду, когда говорите…?).
  2. Парафраз – повторение ведущим высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (вы говорите, что…, правильно ли я понял (а), что…).
  3. Демонстрация непонимания – побуждение участников повторить, уточнить суждения.
  4. Выражения сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные суждения (Так ли это? Вы уверены в том, что утверждаете?).
  5. Приведение альтернативной точки зрения, акцент на другой позиции.
  6. «Доведение до абсурда» — ведущий соглашается с утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы.
  7. «Задевающее утверждение» — ведущий высказывает суждение, которое вызовет бурную реакцию.

В интерактивном обучении создаются условия для развития разных видов активности учащихся: физической, социальной и познавательной.

Физическая активность проявляется в том, что учащиеся двигаются, меняются местами, парами, заданиями и т.п., пишут, разговаривают, рисуют и т.д. Социальная активность проявляется в межличностном взаимодействии учащихся.

В различных видах общения на уроке учащиеся осваивают предметное знание: находят решение учебных задач, осваивают новые понятия, расширяют предметные знания, превращают учебную информацию в понимание и личностное знание.

В этом и проявляется познавательная активность учащихся. В рассмотренных примерах организации учебного взаимодействия в контексте интерактивного обучения создается такая развивающая среда, которая инициирует взаимосвязанную и разнообразную активность, что способствует всестороннему развитию личности обучающихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)