Техника как объект социокультурного анализа

Невозможно представить жизнь современного человека без техники. Причем не в качестве полезного дополнения к жизнедеятельности, а в качестве ее субстанциальной основы. Н.А. Бердяев говорил, что без техники невозможна культура, с ней связано само возникновение культуры как собственно человеческой формы существования.

Техника как орудийно-предметная деятельность человека по преобразованию пространства вокруг себя является важнейшим отличительным признаком человека культурного в отличие от чисто природного бытия.

Как менялась техника на разных этапах общественного развития, какое влияние оказывала технологическая деятельность на человека и его социальное окружение, какие возникали взаимодействия техники с другими элементами культуры — политикой, искусством, экономикой, образованием и другими — эти вопросы включаются в проблемное поле изучения культурологии.

Особое значение рассмотрение техники как феномена культуры получило в ХХ в., открывшем невиданные ранее перспективы трансформации цивилизации под влиянием техники.

С одной стороны, человечество впервые получило технические средства, способные уничтожить саму жизнь на планете, а с другой — открылись беспрецедентные возможности коммуникации, освоения энергии, пространства, вплоть до выхода за пределы Земли. XXI в. задает новые векторы взаимодействия техники и других элементов культуры.

Во-первых, появляются технологии (нано-, био-, инфо-, технологии искусственного интеллекта), которые не просто меняют социальное пространство человека, его формы мышления, но допускают возможность трансформации самой «природы человека», появления новых антропологических свойств и качеств; во-вторых, принципиально меняется взаимоотношение техники и социума, любое техническое решение может разрабатываться и использоваться только с учетом социального контекста, социокультурных последствий, в результате появляются новые социальные практики, такие как социальная оценка техники, социотехническое проектирование. Само понимание техники в современной культуре многозначно.

Она рассматривается и как:

  • прикладное естествознание;
  • система средств, которые служат хозяйственному удовлетворению потребностей, облегчению и формированию нашего бытия, представляя собой совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой;
  • выражение стремления человека к эксплуатации и власти, а также желания управлять на основе соответствующих знаний;
  • бытийно-историческое раскрытие предназначения природы в удовлетворении нужд человека;
  • реализация идей, извлекаемых изобретателем из мира предустановленных способов решения и воплощаемых в моделях и устройствах, продолжающих дело первоначального божественного творения (в христианско-платоновском толковании);
  • саморазвитие человека через его собственную деятельность, формирование действительности с помощью труда;
  • производство вещей в качестве дополнения объективного мира, что тем самым впервые делает человека культурным существом и является для него в широком смысле необходимым;
  • эмансипация от ограничений, налагаемых органической природой, прогрессивная замена естественного мира культурным миром;
  • объективация человеческой деятельности и т. д.

Техника в современном понимании не может быть сведена к традиционному набору артефактов (машин, механизмов), а обязательно должна включать в себя процедурный аспект (способы, методы, технологии изготовления и использования машин), а также праксиологическое понимание целей и задач, решаемых с помощью данных устройств.

Техника в таком случае рассматривается как нечто объемлющее, во-первых, практику технических разработок и производства артефактов, во-вторых, практику использования и применения техники, в-третьих, практическую деятельность по изъятию отработавшей техники их употребления (ресайклинг, депонирование или уничтожение в качестве отходов), наконец, в-четвертых, деятельность по формированию социокультурного пространства, в котором будет функционировать техника. А это выводит нас на проблему сущности и содержания инженерной деятельности в современных условиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)