Технонаука и социотехническое проектирование
Новые задачи перед инженерной деятельностью, связанные с созданием техники, включенной в социокультурные контексты, приводят к необходимости изучения новых связей между естественными, техническими и социогуманитарными науками в их отношении к технике.
В последнее время их уже называют NBICS-технологии (нано, био, инфо, согито, социальные), потому что возникают и развиваются в результате непрерывного взаимодействия образования, науки и экономики, зависят от статусных и функциональных ролей и ценностных ориентаций субъектов, участвующих в их создании, распространении и применении.
Формируется феномен технонауки, имплицитно включающий в себя социальные аспекты получения и внедрения высокотехнологичных знаний. Инновационные технологии базируются на технонауке, которая рождает новые формы взаимодействия ученого, инженера и практика.
В отличие от традиционной линейной последовательности распространения нововведений от фундаментальных исследований к прикладным, от научных исследований и опытных конструкторских разработок через опытное производство к серийному и затем реализации продукта заинтересованному потребителю, технонаука предполагает непрерывное и многомерное сетевое взаимодействие производителя знаний и технологий с венчурными фирмами и корпорациями, реализующими новые технологические достижения в конкретных социокультурных условиях.
Инженер становится ключевой фигурой инновационного развития общества, обеспечивая непрерывное порождение идей, их техническую модификацию, оценку социокультурной состоятельности и перспективы, внедрение и реализацию в социотехнической среде. Для его успешной самореализации недостаточно только технических и естественнонаучных знаний.
Совершенно необходимыми становятся социальные и гуманитарные компетенции, обеспечивающие практическую возможность внедрения новых технологий, коммуникации с широкими слоями заинтересованных пользователей, трансформации социального пространства с целью эффективного и безопасного применения новых технологических решений, оценки социокультурных последствий создания социотехнических комплексов.
Проектирование занимает важное место в структуре инженерной деятельности, поскольку предполагает всестороннюю интеллектуальную проработку предполагаемой конструкции, использование научных знаний для создания оптимальных и эффективных решений еще на этапе планирования.
Если в первых проектах инженеры использовали только знание о природе и ее силах, с ростом представлений о наиболее предпочтительных и рациональных вариантах решения технических проблем начинают использовать данные технических наук, то в высокотехнологичном обществе для обеспечения развития бесконфликтного развития техники необходимо включать в поле рассмотрения социальные условия и социокультурные последствия. Техника создается как часть социокультурного пространства, служащего совершенствованию общества и развитию человека.
Системотехника, дополнившая традиционное инженерное проектирование, продемонстрировала, что не все процессы задаются и рассчитываются на основе естественных наук. При проектировании автомашин, самолетов, ракет необходимо учитывать и использовать при принятии решения такие факторы, как загрязнение окружающей среды, тепловые выбросы, уровень шума, необходимую инфраструктуру (города, дороги, квалификацию пользователей).
Дальнейшее развитие проектного мышления и социальной практики заставляет инженеров мыслить социотехнически, принимать во внимание потребности и интересы, ценностные установки и идеалы социума, в котором планируется реализация технической системы, уровень экономического развития и технологических достижений, особенности образования и коммуникации, социальный состав общества и менталитет.
Не менее важным является максимально полная экспертиза возможных социальных последствий внедрения тех или иных технических проектов — какие трансформации произойдут в социальной структуре общества, человеческих мотивациях и мышлении, возможностях и потребностях, какие поведенческие стереотипы и стили жизни будут востребованы, как изменятся политические структуры, образование, здравоохранение и другие сферы общественной жизни. Учет и оценка социокультурных последствий технического развития становятся неотъемлемой частью инженерной деятельности.
Можно восхититься прозорливостью знаменитого выпускника Московского императорского технического училища П.К. Энгельмейера, который еще в начале ХХ в. увидел данную тенденцию: «Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и социологом».
Недостаточно сконструировать техническую систему, необходимо уметь организовать социальные условия ее внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для общества и человека. Задачей социотехнического проектирования становится целенаправленное изменение социально-организационных и ценностно-нормативных структур, фактически — проектирование систем деятельности, при котором главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а социальным, психологическим и культурологическим проблемам.
Современная инженерная деятельность выходит за пределы традиционного представления наука-инженерия-производство, распространяется на изменение техносферы и параметров ее функционирования, а также социокультурного пространства в целом. Поэтому неизбежно включает в себя гуманитарное начало. Социотехническое проектирование — проектирование без прототипов, принципиально инновационная деятельность, оно ориентируется на реализацию идеалов, которые хотелось бы реализовать в обществе.
Для этого инженер должен обладать особого рода социокультурными компетенциями, представляющими составную часть его профессиональной культуры. Становлению социально ориентированного профессионализма способствуют социогуманитарные дисциплины, в частности важную роль в гуманизации инженерии играет инженерная этика.
- Языковые особенности культур, стили коммуникации
- Текст, контекст, подтекст значения и смыслы в культуре
- Языки культуры понятие, виды, функции
- Множественность языков культуры
- Аккультурация в межкультурной коммуникации
- Теории межкультурной коммуникации Э. Холла, Г. Хофстеде, Э. Хирша
- Понятие коммуникации в культуре
- Культура как процесс
- Синергетический подход к рассмотрению социокультурных процессов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу