Синергетический подход к рассмотрению социокультурных процессов

В ХХ в. появляется новое направление в науке — синергетика. Его основатели — бельгийский физик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии (1977) И.Р. Пригожин и немецкий физик Т. Хакен.

Синергетика как новое направление в науке характеризуется как универсальное, т. е. предполагается, что выводы, сделанные учеными этого направления, с одинаковым успехом могут быть применимы как в точных, так и социогуманитарных науках. Согласно синергетическим идеям культура предстает в виде сверхсложной, динамической, неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы.

Основные принципы, на которых строится синергетическая теория культуры:

  • культура — это единый организм, ее подсистемы тесно и иерархически взаимосвязаны;
  • это открытая система, составляет целостное образование, существует за счет взаимообмена ресурсами с внешней средой;
  • в культуре как в любой системе действуют два противоположных начала: созидающие (порядок) и элементы, размывающие, рассеивающие неоднородность (хаос).

Именно эти два противоположных начала обусловливают протекание социокультурных процессов, любая устойчивость рано или поздно оборачивается нестабильностью, поэтому в культуре возможны кризисные состояния, во время которого ее дальнейшая трансформация трудно предсказуема.

Идеи синергетического подхода к рассмотрению социокультурных процессов нашли отражение в различных теоретических построениях современных культурологов. Так, в теории «Большой истории» А.П. Назаретяна, культура предстает как комплексный антиэнтропийный механизм, динамика которого выражается в смене эволюционных и кризисных фаз.

Интерес представляет и макроисторическая концепция И. Валлерстайна, который вводит понятие миросистемы и констатирует, что они время от времени разрушаются по причине своего комплексного характера и в силу того, что происходящие в них процессы со временем все сильнее выводят их из равновесного состояния.

В конечном счете проявляющиеся в их развитии тенденции доводят их до точки бифуркации, и хаотические подвижки ведут к мучительному переходу к некоему новому системному порядку, основные черты которого никогда не могут быть заранее предугаданы, таким образом, исчерпавшие себя миросистемы, посредством хаотической трансформации, заменяются на другие, реализуя базисную ритмику истории.

В работах Э.С. Маркаряна, Ю.В. Яковца представлена теория макродинамики культур. По их мнению, ход исторического процесса носит неравновесный, волнообразно-спиралевидный характер, в истории имеют место моменты циклического переключения или, другими словами, ситуации отмирания и кризиса отживающей свой век системы, с последующим рождением нового порядка.

Таким образом, синергетика, пусть даже на уровне гипотез, дает принципиально новое понимание эволюции, механизма трансформации культуры и предполагает новые способы управления процессами, происходящими в культуре и обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)