Таможенная политика России в 1892-1913 гг

Таможенная система 90-х годов стала продолжением торгово-политического курса, установившегося при Вышнеградском. Это не было случайным, так как по-прежнему на нее оказывали сильное влияние протекционистские и фискальные интересы и сохранялась настоятельная необходимость удержания благоприятного торгового баланса.

Главное внимание экономической политики нового министра финансов С. Ю. Витте было направлено на решение финансово-политической проблемы в России.

Для этого им были осуществлены такие значительные преобразования в экономической жизни как:

  • успешное проведение борьбы против спекуляций с русскими бумажными деньгами на иностранных биржах;
  • заключение торговых договоров с государствами, являвшимися важнейшими потребителями русских сельхозпродуктов, реформа Государственного банка;
  • усиление налогообложения, интенсивное расширение железнодорожной сети;
  • последовательное покровительство индустрии, сочетавшееся с широким привлечением иностранного капитала;
  • поощрение вывоза при помощи тщательно продуманной системы стимулирующих мероприятий;
  • введение льгот для сельского хозяйства и хлебной торговли и др.

Под влиянием Витте был сделан еще один важный шаг в развитии национальной таможенной системы – Россия отказалась от принципа так называемой «тарифной автономии» и стала практиковать соглашения о конвенциальных тарифах.

Дело в том, что международные торговые соглашения до середины XIX века обычно не касались таможенных пошлин и не знали принципа наибольшего благоприятствования. Это были соглашения об исключительных преимуществах, предоставляемых какойнибудь одной стране без права распространения на другие страны. Улучшая положение одного государства, они ухудшали тем самым положение другого.

Торговые договоры эпохи меркантилизма, основываясь на идее международной торговой вражды и недоверия, отражали общий дух этой доктрины.

Конвенциальные торговые договоры второй половины XIX века питались идеями иного порядка – достаточно указать на пункт режима наибольшего благоприятствования, который в них постоянно включался.

Согласно принципу наибольшего благоприятствования все льготы, предоставляемые какой-нибудь одной стране другой, немедленно, автоматически и безусловно распространялись и на те страны, которые имели с первой страной договор о наибольшем благоприятствовании.

Благодаря этому, конвенциальные торговые договоры становились средством проведения более умеренной торговой политики, в особенности когда в них начали включать статьи о высоте таможенных пошлин.

Россия впервые применила этот новый принцип в конвенции с Францией 1893 года, заключенной на основе взаимных торговых уступок. Установлением конвенциальных ставок Россия стремилась к созданию двойного тарифа (для стран входящих и не входящих в конвенцию), при помощи которого она рассчитывала достигнуть принятых другими государствами минимальных тарифов.

Уступки, сделанные Франции, должны были послужить образцом для дальнейших конвенциальных торговых договоров.

Было предписано, что созданный соглашением с Францией конвенциальный тариф может применяться ко всем европейским государствам (кроме Германии, Австро-Венгрии и Португалии), а также США и Перу.

Конвенциальным тарифом пользовались, таким образом, все государства, предоставившие России право наибольшего благоприятствования и регулирующие торговлю с ней при помощи минимального тарифа.

В это время начался период российско-германского таможенного противостояния. Германия долгое время воздерживалась от конвенциальной политики, но в 90-х годах она отказалась от автономии и заключила ряд торговых договоров.

При этом она вела весьма искусную договорную политику, которая открыла для ее промышленности широкие рынки. По договору с Австро-Венгрией Германия понизила хлебные пошлины, а в силу принципа наибольшего благоприятствования эта уступка распространялась на ряд других стран и прежде всего на главного конкурента России – США.

Россия в это время не имела торгового договора с Германией и эта льгота на нее не распространялась, что сразу же поставило под угрозу сохранение важного германского рынка.

Интересно
В стране и так ощущалась конкуренция заатлантического хлеба, а при неравенстве условий ввоза потеря германского рынка сбыта была гарантирована. Поэтому, сразу же по понижении Германией для других стран хлебных пошлин, Россия стала добиваться такой же льготы и для себя.

Германия соглашалась на это, однако лишь при условии понижения ряда ставок нашего ввозного тарифа и уничтожения разницы в отношении ввоза по сухопутной и морской границе.

Русское правительство первоначально решительно отказалось от каких-либо конвенциальных уступок. Тариф 1891 года представлялся ему тем минимумом, опускаться ниже которого без серьезного ущерба для национальной экономики казалось невозможным.

Самое большее, на что было дано согласие, – это на фиксацию на ряд лет ставок тарифа 1891 года. Но Германия продолжала упорствовать в своем требовании понижения пошлин, так как усиление таможенной охраны в 80-е годы сильно затрудняло ее экспортную торговлю с Россией.

Когда все попытки придти к соглашению оказались неудачными, Россия решила применить к Германии двойной тариф. В июне 1892 года рядом с существующими общими тарифными ставками была создана вторая серия максимальных ставок, превышавших прежние на 20-30%.

Ответом на эту меру со стороны Германии стало распоряжение о повышении всех пошлин на русские товары на 50%. События продолжали быстро развиваться в русле таможенной войны между двумя странами.

Вскоре был опубликован циркуляр директора Департамента таможенных сборов о повышении в 20 раз весовых сборов с германских судов за приход и отход, а также получила Высочайшее утверждение записка министра финансов о распространении 50% надбавки к пошлинам на германский ввоз в Финляндию.

В ответ на это Германия повысила на 50% пошлины на товары, ввозимые в Германию из Финляндии, и воспретила ввоз в страну русского сена и соломы.

Все эти боевые меры торговой политики, предпринятые обоими государствами, значительно омрачили политический горизонт и сделали реальной даже возможность вооруженного столкновения между Германией и Россией.

Вскоре выяснилось, что Германия потерпела от таможенной войны значительно больше убытков, чем Россия: она была вынуждена искать новые рынки для многих своих товаров, тогда как земледельческие продукты России почти всегда пользовались спросом на мировом рынке.

Установленные Россией тарифные барьеры фактически стали непреодолимым препятствием на пути многих продуктов основных отраслей германской промышленности. Для Германии стала реальной опасность потерять значительную часть русских покупателей при продолжении таможенной войны.

Русский же вывоз за время таможенной войны сократился в очень незначительной степени, а по некоторым статьям даже увеличился. Эта ситуация вынудила Германию сделать заявление о согласии на созыв в конце 1893 года дипломатической конференции в Берлине.

Конференция состоялась в намеченные сроки и завершилась заключением конвенциального торгового договора между Россией и Германией, который вступил в силу весной 1894 года. Характеризуя договор перед Государственным Советом, министр финансов оценил его как благоприятный в целом для России.

При этом отмечалось, что послабления в интересах Германии по русскому конвенциальному тарифу лишь в незначительной мере превысили границы уступок, предложенных на предварительном обсуждении договора в русской Комиссии.

В течение 90-х годов Россия продолжала политику конвенциональных торговых договоров.

После короткого периода затишья в таможенной политике и приспособления новой торговой системы к условиям национального производства, был заключен целый ряд новых договоров, основанных на принципе наибольшего благоприятствования:

  • в 1894 г. – с Австро-Венгрией;
  • в 1895 г. – с Данией и Японией;
  • в 1896 г. – с Португалией и Занзибаром;
  • в 1897 г. – с Болгарией и т.д.

Однако, дух фискализма, стремление улучшить государственные финансы путем усиленного таможенного обложения сохранились в Министерстве финансов и в 90-е годы.

Такой характер имело, в частности, повышение в 1900 году на 50% всех тарифных ставок, не связанных с конвенциальными торговыми договорами. Это было сделано под предлогом расходов, которых требовали события на Дальнем Востоке (боксерское восстание, экспедиция в Китай).

В 1903 году Россия приступила к подготовительным работам по возобновлению конвенциальных торговых договоров. Результатом явился новый общий таможенный тариф 1903 года.

Этот тариф устанавливал настолько высокие пошлины, что нетрудно было увидеть его предназначение – служить для компенсации на предстоящих переговорах по поводу возобновления русско-германского торгового соглашения.

Ставки тарифа должны были стать базисом будущих уступок при заключении новых торговых договоров. Вместе с тем, при его выработке были приняты во внимание требования новой классификации и большей специализации товарного тарифа.

В 1904 году была заключена новая торговая конвенция с Германией, изменившая в некоторых существенных пунктах условия российскогерманского товарообмена.

Наиболее существенные изменения со стороны Германии сводились к повышению пошлин на большинство сельскохозяйственных продуктов. Однако Германия была вынуждена согласиться на включение в торговый договор повышенных ставок по целому ряду важных предметов германского вывоза в Россию.

В общем и целом, торговую конвенцию 1904 года можно рассматривать как продолжение торгового договора 1894 года с усилением охраны некоторых отраслей отечественного производства и довольно значительным отягощением ввоза важнейших статей нашего экспорта в Германию.

Следует коснуться также таможенно-политических отношений России с Финляндией. Так как тарифные ставки Великого княжества Финляндского остались самостоятельными после соединения с Российской империей, еще в начале XIX века была учреждена внутренняя таможенная граница между Россией и Финляндией и налажена выработка финских таможенных тарифов в соответствии с принципами общего русского тарифа.

В 1890 году в Министерстве финансов было подготовлено предложение об отмене особого положения Финляндии в таможенно-политическом отношении, но непреодолимым препятствием к этому явилась так называемая «привилегия Таммерфорса».

Еще император Александр I даровал финскому городу Таммерфорсу право беспошлинного ввоза заграничных товаров, необходимых для промышленных предприятий, до 1905 года. Но намерение постепенно объединить Финляндию с Россией в таможенном отношении не было оставлено русским правительством, и как только закончился срок действия «привилегии Таммерфорса», русский таможенный тариф был немедленно распространен на Финляндию.

Интересно
В системе российских государственных доходов таможенные сборы всегда играли важнейшую роль, занимая второе место после доходов от торговли спиртными напитками. В начале XX века таможенные доходысоставляли 14,5% доходной части бюджета страны, в абсолютных цифрах– более 200 млн. рублей.

Характеризуя таможенные доходы в XIX веке, следует обязательно различать торговый оборот через европейскую и азиатскую границы России. На протяжении столетия соотношение товарообмена через европейскую и через азиатскую границы совершенно не изменилось и оценивалось как 9:1.

Распределение же вывоза и ввоза в отношении путей транспортировки товаров подвергалось в течение XIX века самым разнообразным колебаниям. В 1802-1804 годах по морю было транспортировано 88%, а по суше – 12% всех товаров; в середине столетия сухопутный транспорт достиг 17%, к концу века (1896-1898 гг.) – 27%, в 1899 году – 53%, что объясняется резким расширением железнодорожной сети.

С начала и до конца века число прибывших в Россию из-за границы судов увеличилось втрое, а их вместимость – в 15 раз.

В первую, как и во вторую половину столетия порты Балтийского моря принимали наибольшее число судов, но по тоннажу судоходство по Балтийскому морю отставало от судоходства по Азовскому и Черному морям.

По Таможенному уставу 1904 года таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов.

Каждая таможня и таможенная застава состояла «под гласным надзором управляющего» из таможенных и канцелярских чиновников, а также по вольному найму – из досмотрщиков и служителей.

Новым в Уставе был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и необходимость приспособления таможенных операций к этому виду транспорта.

В 1893 году пограничная стража была выделена из таможенного управления и преобразована в Отдельный корпус пограничной стражи, непосредственно подчиненный министру финансов.

Таможенный устав 1904 года давал право пограничной страже в наиболее опасных по части контрабанды районах производить в пограничной полосе шириной около двух километров от границы обыски и выемки в домах и других жилых помещениях на тех же условиях, какие были установлены для полицейских чинов, заменяющих судебных следователей при производстве следственных действий.

Но поскольку с лицами, занимающими в обществе высокое положение, или с крупными купцами пограничная стража была практически бессильна бороться, таможенный ревизор тех времен В. О. Пузино делал весьма пессимистические выводы: «Что касается корпуса пограничной стражи, служащего для ограждения границы от мелкой контрабанды, то содержание ее никогда не окупится деятельностью стражи и не оправдает цели ее существования.

Она – лишнее бремя в государственном бюджете, ненужный блеск и ненужное украшение».

После периода депрессии 1900-1909 года Россия вступила в полосу экономического подъема, который был прерван началом Первой мировой войны.

С 1914 года таможенное ведомство стало практически безработным, так как на 75% европейские западные, северные и южные границы были охвачены военными событиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)