Таможенная политика России в период 1850-1877 гг

Тариф 1850 года проложил путь к более умеренному протекционизму. Однако, в первые годы его действия (с 1850 г. до Крымской войны) не было создано достаточно благоприятных условий для нормального развития торговой политики.

Интересно
Внешние осложнения того времени требовали принятия исключительных мер. Блокада морских портов неприятельским флотом вынудила даже ввести в 1854 году ряд тарифных ограничений с целью облегчения импорта через сухопутную границу. Время начала царствования Александра II было переходным между двумя эпохами.

Система протекционизма, применявшаяся в течение 30 лет, вызвала в России довольно развитую мануфактурную деятельность, которая пустила прочные корни.

Изданием тарифа 1850 года было открыто свободное соперничество русских и иностранных фабрик и значительно уменьшена величина пошлин.

В результате этого некоторые мелкие фабрики были вынуждены прекратить свою деятельность, зато крупные предприятия уцелели и, введя усовершенствования, стали заметно соперничать с иностранными мануфактурами. Стало очевидно, что русское производство способно к самоусовершенствованию и развитию и имеет большое будущее.

Представители разных экономических взглядов делали из этого совершенно противоположные заключения. Протекционисты доказывали, что если русская промышленность способна к саморазвитию, то ее надо поощрять охраной от иностранного вмешательства, хотя бы первое время.

По их мнению, в дальнейшем русское производство улучшалось бы само собой, фабриканты в конкурентной борьбе друг с другом сбивали бы цены, качество русских изделий приближалось бы к иностранному уровню, делая их конкурентоспособными на мировом рынке.

Одновременно они предостерегали, что если сразу допустить иностранных торговцев на русский рынок, то они умышленно будут сбивать цены на аналогичные изделия национальной промышленности, и она придет в полный упадок.

Фритредеры же наоборот доказывали, что удешевление фабричных изделий вследствие массового ввоза приведет к значительному увеличению их потребления в России, в котором примет участие и русская промышленность, снижению себестоимости отечественных товаров и их удешевлению.

При этом они допускали, что те русские фабриканты, которые не смогут понизить цены, будут вынуждены закрыть свои предприятия и прекратить производство.

Таким образом, фритредеры предлагали с помощью конкуренции произвести селекцию фабрик и мануфактур, обеспечив дальнейшее существование экономически наиболее приспособленных и жизнестойких.

В 1856 году появилось Высочайшее повеление о пересмотре тарифа 1850 года и учреждении для этого особого Комитета под председательством Тенгоборского. Комитет переработал весь тариф и представил свой проект вместе с объяснительной запиской.

Как только распространились слухи о выработке нового тарифа, со стороны фабрикантов и промышленников стало поступать множество петиций о соблюдении их интересов в связи с предстоящими изменениями таможенных пошлин.

В основном составители записок ходатайствовали уже не о повышении пошлин, а об их сохранении на прежнем уровне, хотя бы по главным отраслям промышленности. Это была прямая заявка новой русской буржуазии на более заметную роль в формировании таможенной политики.

Государственный Совет, рассмотрев проект нового тарифа, подтвердил продолжение политики отхода от запретительной системы, отметив, что в новых статьях «… соблюдается правило благоразумной постепенности в переходе…».

В 1857 году тариф был принят. Он отменил сохранившиеся еще запрещения ввоза, уменьшил пошлины и упростил классификацию предметов импорта.

Общее направление нового тарифа было задано основными принципами тарифа 1850 года, правильность которых подтвердилась на практике.

Систему таможенных учреждений середины ХIX века можно представить по таможенному уставу 1857 года. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и Царства Польского, а на Северо-западе – по границе России с Финляндией.

В зависимости от обширности операций, таможни делились на крупнейшие – первого класса, средние – второго класса и малые – третьего класса. Некоторые таможни имели передовые филиалы, например, СанктПетербургская имела в качестве форпоста Кронштадтскую таможню, которая не взыскивала пошлин с привозимых товаров, а препровождала их в Петербург для досмотра и оформления.

Другие таможни также имели в своем подчинении передовые посты, называющиеся заставами. Кроме таможен и таможенных застав, создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного района группировались в таможенные округа.

В дополнение к линии таможен и застав была учреждена пограничная стража, которая располагалась в две линии – первая на самой черте границы, а вторая – на расстоянии пяти верст от первой. Это пространство между линиями пограничной стражи и еще территория шириной в две версты вглубь страны были пограничной чертой, в которой действовали особые правила.

Устав 1857 года подчеркивал самостоятельность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское, ни военное не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части».

Таможенное начальство могло требовать помощи от местных властей только в случае, если при исполнении обязанностей оно встретит упорство или сопротивление; местные начальники и чиновники были обязаны оказывать таможенным учреждениям помощь по их первому требованию.

Интересно
Расстройство хозяйственной жизни и финансов после Крымской войны и потребности капиталистического развития привели к ряду финансовых реформ: в 1860 году был учрежден Государственный банк, в 1864 году единственным распорядителем доходов и расходов стал министр финансов.

В 1864 году в ведении Министерства финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов.

В течение десятилетия (1857-1867 гг.) прежнее высокое таможенное обложение было еще более смягчено путем частичных изменений тарифа.

Было отменено действовавшее с 1822 года запрещение ввоза чая через европейскую границу и существенно сглажены пошлинные различия между сухопутной и морской границей.

Но самое большое значение для развития русской индустрии имело постепенное уменьшение в 1861 году пошлин на железо и покровительство машиностроительным предприятиям путем разрешения им беспошлинного получения из-за границы железа, машинных частей и принадлежностей и облегчения ввоза отдельных частей сельскохозяйственных машин и орудий.

Самой важной здесь была льгота, предоставленная еще в 1859 году некоторым железнодорожным компаниям, а затем и машиностроительным заводам, работавшим с применением паровых или гидравлических двигателей. Она касалась беспошлинного ввоза чугуна, железа и машинных частей.

Как мера для развития отечественного машиностроения, этот шаг себя полностью оправдал: число машиностроительных заводов в России стало быстро расти и за три года (1867-1870 гг.) увеличилось с 65 до 164. Это, естественно, вызвало большое недовольство отечественных горнопромышленников, в частности уральских заводчиков – производителей чугуна и железа, которое не было тогда принято во внимание, и льготы остались в силе.

Фискальные интересы не упускались из виду и в этот период умеренного протекционизма. Два раза – в 1857 и в 1861 гг. – производились 5-процентные надбавки на все предметы ввоза и вывоза, вызванные исключительно заботами о повышении таможенных доходов.

В 1867 году вышло Высочайшее повеление об учреждении Комиссии для пересмотра таможенного тарифа из представителей ведомств и депутатов от купечества.

Тарифная комиссия начала работу в составе 23 членов: 11 представителей от правительства и 12 – от торгово-промышленных кругов.

Впервые представители промышленности имели большинство в тарифной комиссии, и русская печать совершенно справедливо писала, что «… предоставление промышленникам решающего голоса в работах тарифной комиссии не должно было иметь места, так как это равносильно предоставлению заинтересованной стороне права решать свое собственное дело».

Комиссия сделала отправной точкой своей деятельности записку по таможенному тарифу, составленную вице-директором департамента таможенных сборов И. Н. Колесовым.

В общем, эта записка предлагала значительное понижение пошлин. Она была разослана во все промышленные и торговые учреждения и в таможенное ведомство, с просьбой прислать свои соображения. Многие учреждения и частные лица отозвались на это приглашение.

Московские отделения Мануфактурного и Коммерческого советов и Московский биржевой комитет представили обстоятельную записку резко протекционистского характера, в которой были подвергнуты критике рассуждения Колесова и содержались требования о значительном повышении пошлин.

Различные по характеру отзывы поступили и от других торгово-промышленных учреждений, а также от чинов таможенного ведомства.

Тарифная комиссия открыла свою деятельность с ноября 1867 года.

Для привлечения как можно большего числа специалистов и предварительного выяснения всех вопросов она часто устраивала особые совещания с участием экспертов из техников, фабрикантов, ремесленников и торговцев.

Таких экспертных комиссий было создано 12, а всего привлекалось к работе 239 экспертов. После обсуждения тарифных ставок в экспертных комиссиях они вырабатывали особые доклады, которые подавались в тарифную комиссию.

Все окончательные решения тарифной комиссии передавались министру финансов, который делал свое заключение и вносил их на обсуждение в Государственный Совет.

В Госсовете было образовано особое Соединенное присутствие департаментов для рассмотрения проекта таможенного тарифа. Это Присутствие обсудило все его статьи и по целому ряду из них внесло свои изменения, В случае надобности оно также приглашало на свои заседания экспертов и торговопромышленных представителей.

Благодаря тесному сотрудничеству тарифной комиссии с Минфином и Госсоветом было произведено обобщение многочисленных и весьма разнородных материалов по проекту, и в 1868 году был утвержден новый таможенный тариф.

Интересно
Он отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки в 152 случаях и увеличил их для 35 товаров. В тарифе 1868 года умеренно-покровительственная политика 1850-1877 гг. достигла своего верхнего предела – затем уже наступило время более усиленного таможенного обложения.

Однако, и в тарифе 1868 года нашла отражение повышенная протекционистская тенденция в связи с возросшим влиянием заинтересованных группировок и организаций торгово-промышленного класса. Такой выборочно-покровительственный курс сохранялся в России до 1877 года.

Переход от запретительной системы первой половины XIX столетия к умеренно-охранительной системе 50-60-х годов не только не имел вредных последствий для обрабатывающей промышленности России, но и сопровождался значительным прогрессом всех ее отраслей.

Многие из них развивались особенно быстрым темпом, несмотря на сравнительно скромные размеры таможенного покровительства. Существенно выросло машиностроение, быстро прогрессировали производство рельсов и стали, добыча каменного угля, чугунолитейное производство, шерстопрядильное и др.

Одновременно и таможенный доход стал расти быстрее, чем в 50-х годах. Необходимость развития обрабатывающей промышленности сделала закономерным наступление фритредерского периода 1855-1877 годов в таможенной политике России.

Он был вызван, в первую очередь, промышленным переворотом второй половины XIX века и переходом от феодально-крепостнического хозяйства к рыночному, капиталистическому.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)