Таможенная политика России в 1877-1891 гг

В 70-е годы Министерству финансов не удалось закрепить те успехи финансовой политики, которые обнаружились в конце 60-х годов.

Обострение политической обстановки (назревание войны с Турцией 1877-78 гг.), экономические проблемы (неурожаи, падение хлебных цен на мировом рынке), затруднения с реализацией новых железнодорожных облигаций за границей, ухудшение торгового баланса из-за задержки в экспорте хлеба, при не уменьшавшемся ввозе иностранных товаров вызвали в 1875 году кризис на русском вексельном рынке.

Вексельный курс начал колебаться, угрожая тяжелыми бедствиями экономике страны. Самым серьезным образом осложнило внутреннюю обстановку в России ее вооруженное вмешательство в балканские дела.

Если бы русско-турецкая война 1877-78 гг., вызванная политическими осложнениями, не породила на международном денежном рынке недоверия к устойчивости русского государственного кредита, финансовый кризис 1876 года не сопровождался бы такими тяжелыми последствиями.

Так как еще в преддверии войны выказывались мнения в ее способности свернуть едва наметившуюся тенденцию к упорядочиванию финансового положения страны, была сделана попытка создания хоть небольшого оплота для поддержания русского государственного кредита.

Интересно
С 1877 года было введено взимание таможенных пошлин в золотой валюте. Этим шагом удалось обеспечить привлечение значительного количества золота в казну, своевременную оплату процентов по внешним займам, а также улучшение торгового баланса из-за стеснения импорта.

Эта мера ознаменовала в таможенной политике поворот к меркантилистическому фискализму – высокому таможенному обложению импорта и поощрению хлебного экспорта.

Следующим шагом в этом направлении было изменение пошлинного режима в отношении железа. После введения льгот 1859-1861 годов, русская железоделательная промышленность переживала трудные годы.

Ее представители жаловались, что не могут конкурировать с иностранными предприятиями из-за слишком низких ставок таможенных пошлин, а владельцы чугуноплавильных заводов выступали против беспошлинного импорта иностранного чугуна, допущенного в интересах развития обрабатывающей промышленности.

Под влиянием общего поворота в таможенной политике, указом 1880 года была отменена предоставленная промышленникам таможенная свобода в отношении железа. Этот успех ободрил горнопромышленников и подвигнул их к предъявлению дальнейших требований.

Уже в 1884 году была образована специальная комиссия, с привлечением представителей заинтересованных отраслей промышленности, для рассмотрения вопроса о пошлине на железо.

Приверженцы повышения пошлин на железо обычно выступали исходя из фискальных соображений, указывая на уменьшение таможенного дохода и на ущемление интересов национального труда.

По их подсчетамлишь 11% дохода с пуда железа оставалось русским, остальные же 89% составляли долю иностранцев. Удорожание же импортируемого сырья для отечественной железной индустрии не могло существенно ухудшить ее положения из-за высоких ввозных пошлин на железные изделия.

Противники же повышения пошлин в основном приводили довод об отсутствии в большинстве районов России благоприятных условий для развития доменной индустрии.

Урал они исключали по причине использования его предприятиями малоэффективного древесного угля, а Польшу – за неимение собственного кокса. Они также выражали сомнение в том, что промышленность южной части России будет в состоянии одна снабжать в достаточной мере всю огромную страну дешевым и доброкачественным железом.

Высказывалось и то опасение, что увеличение цены железа повлечет за собой вздорожание всех предметов, в которые оно входило в качестве сырого продукта. Это, с одной стороны, должно было привести к усилению импорта готовых металлических изделий из-за границы, а с другой – сократить их внутреннее потребление.

Решение министра финансов Н. Х. Бунге склонилось на сторону приверженцев усиленного обложения железа, причем указывалось, что постепенное расширение сферы сбыта для отечественного чугуна удовлетворяет важному экономическому интересу: те предприятия в пограничных областях, которые вынуждены пользоваться иностранным чугуном, могли бы с течением времени переселиться к местам добычи русских железных руд, увеличивая разработку известных месторождений, либо активизировать разведку новых месторождений в своих районах.

Таким образом, указом 1884 года было произведено повышение пошлин на железо и чугун, первое в последующей серии повышений.

Взимание таможенных пошлин золотом послужило началом поворота к протекционизму в российской таможенной политике. Система усиленного покровительства промышленности с особой силой проявилась после вступления на престол Александра III: кроме таможенной практики была начата кампания по широкой правительственной поддержке отечественного предпринимательства – льготное кредитование, увеличение числа казенных заказов, премии за расширение производства, государственные гарантии сбыта и т.п.

Что же касается таможенной политики, то она проводилась, в общем, весьма осмотрительно и осторожно. Н. Х. Бунге, исходя из интересов покровительственных, фискальных и налоговой политики, признавал необходимым более интенсивное таможенное обложение, и уже в 1882 году нашел возможность повысить ставки для целого ряда предметов ввоза, причем особое внимание было уделено химическим и красильным товарам – с целью самостоятельного развития этих производств в России.

В 1885 году последовало новое повышение почти всех таможенных ставок на 20%. Это было мотивировано падением хлебных цен на мировом рынке и увеличением ввозных пошлин на хлеб во Франции и в Германии, что неблагоприятно отразилось на русском экспорте.

Так как один из основных принципов русской таможенной политики гласил, что ввоз должен оплачиваться вывозом, необходимо было немедленно принять меры к ограничению импорта.

В 1886 году Бунге заменил на посту министра финансов И. А. Вышнеградский, а в 1890 вновь последовало общее повышение тарифных ставок на 20%.

Надбавка коснулась почти всех товаров, импортируемых через европейскую границу, но была введена как временная мера до общего пересмотра таможенного тарифа. При этом было указано, что «… наступившее изменение в отношении цены золотого рубля к бумажному, при взимании пошлин золотом, ослабило ту защиту, которую таможенный тариф должен дать производительным силам страны».

Бумажные деньги, действительно, поднялись в цене в основном в результате искусственного повышения курса, благодаря финансовой политике Вышнеградского.

При нем не прекращались требования об увеличении той или иной тарифной ставки, в связи с тем, что повышение курса рубля уменьшало таможенную защиту.

Фискальные интересы этого периода времени вкупе с настойчивым давлением определенных протекционистских кругов предопределили ряд повышений отдельных тарифных ставок. Уменьшение же ставок из-за падения курса не было предпринято ни разу.

Все разновременные и часто несогласованные повышения многочисленных ставок таможенного тарифа были подвергнуты пересмотру и объединению в тарифе 1891 года, который явился кульминационным пунктом русской протекционистской политики XIX столетия.

Интересно
В заинтересованных кругах этот тариф был признан «… образцовым творением государственного попечительства о национальном труде в протекционистском направлении». При пересмотре тарифа на первый план была поставлена задача поощрения внутренней промышленности, для чего пошлины по многим статьям были еще более подняты.

Тарифом 1891 года завершилось формирование всеобщего таможенного обложения как средства охраны всех отраслей отечественного производства. Пошлинами в нем не облагались лишь те товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, дрова, мел и др.

Несомненно, что запретительные меры того времени определялись во многом и фискальными соображениями.

Д. И. Менделеев, активно участвовавший в разработке таможенного тарифа 1891 года, отмечал комплексный характер пошлин этого периода: «Во многих случаях таможенные пошлины, нося сперва характер чисто фискальный, становятся со временем протекционистскими, ибо таково свойство таможенных окладов.

Так, пошлины на хлопок и виноградные вина в России были чисто фискальными, но становятся уже протекционистскими, потому, что под влиянием пошлин стало развиваться русское производство хлопка и потребление русских виноградных вин возросло.

Отсюда видно, что резкого различия фискальных пошлин от протекционистских для таких обширных и еще не развивших своей промышленности стран, как Россия, делать не следует… Ни в одном законе, ни в его применении нельзя отличить фискальных пошлин от покровительственных, хотя их легко отличить от отсутствия пошлин».

Увеличение ввозных таможенных пошлин повлекло усиление притока контрабандных товаров. Поэтому вслед за тарифом 1891 года был издан Таможенный устав 1892 года, развивший законодательство о контрабанде.

За контрабанду товаров были установлены различные санкции, в зависимости от того, были ли эти товары запрещенными к провозу или разрешенными. При этом главная ответственность возлагалась именно на хозяина товара.

Если контрабандист оказывался несостоятельным, по решению суда денежное взыскание заменялось его арестом или тюремным заключением.

Новым в уставе 1892 года было то, что взыскания за его нарушения стали едиными для европейской и азиатской торговли, что свидетельствовало о процессе уравнивания условий торговли в России и Сибири ввиду развития транспорта.

Устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в три морских мили от русского берега признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей.

Интересно
Входящие в эту полосу суда должны были по требованию таможенного судна останавливаться и предъявлять все имеющиеся у них судовые и грузовые документы. При неподчинении таможенным властям судно могло преследоваться не только в этой морской полосе, но и в нейтральных водах.

На сухопутной западной границе России в дополнение к пограничной и таможенной страже была создана корчемная стража, состоявшая из вооруженных стражников и объездчиков, которые на расстоянии 20-50 верст от границы устраивали засады, досматривали обозы и транспорты, а также имущество проезжающих лиц с целью предотвращения контрабанды алкогольных напитков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)