Таможенная политика России в допетровское время

Пошлины с продаваемых или обмениваемых товаров взимались на Руси с древнейших времен. Первое упоминание об этом встречается в Русской Правде, но нет сомнений, что возникновение таможенной системы должно быть отнесено к более раннему времени.

По мнению некоторых исследователей, эта система была предложена в 988-989 гг. греческими священниками, призванными Владимиром Святым для распространения христианства из Византии, где таможенная система получила в то время большое развитие.

Прямых указаний на это в летописях не содержится. Из некоторых же косвенных свидетельств можно заключить, что таможенные пошлины взимались на Руси еще ранее принятия христианства: в договоре Олега с Византией встречается слово «мыт», из чего видно, что русским был уже тогда известен сбор, которому соответствовал особый технический термин.

Очевидно также родство чисто русского слова «мыт» с немецким Mаuth, что указывает на его древнее происхождение.

Слово «мыто» сначала означало место, где останавливались возы и лодки; впоследствии оно получило значение пошлины, собираемой с торговых людей, приезжавших и останавливавшихся для сбыта товаров.

Для взимания мыта учреждались внутренние заставы, так называемые «мытницы». Они существовали тогда повсюду на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, а в особенности – на мостах и переправах через реки. Сборщиков пошлин называли мытниками.

Сбор мыта производился преимущественно деньгами; сумма сбора была различной, но ее величина соразмерялась не с качеством или ценностью товара, а с величиною экипажа или судна, на котором привозили товар.

За уклонение кого-либо из торговцев от платежа мыта взыскивался особый штраф – «промыт».

Сильное развитие системы таможенных сборов замечается со времени подпадения Руси под монгольское владычество.

Усиление власти князя и необходимость выплачивать через его посредство дань татарскому хану вызвали возникновение значительного числа новых податей и пошлин, из которых многие падали на товары.

Сборы эти тогда потеряли свой прежний частно-правовой характер и приобрели новый – удельный. Они взыскивались во имя права князя требовать известных платежей от подданных.

В связи с этим значительно возросло общее количество различных сборов: в частности появилась тамга – самая важная из внутренних пошлин, пошлина на проданный товар. Тамга (от татарск. tamg – клеймо, печать) дала название запутанной и сложной системе пошлин определенного рода, которые стали называться таможенными сборами. В то время таких сборов насчитывалось около 40.

В период феодальной раздробленности росли крупное землевладение, городские ремесла, внешняя торговля. В начале XII в. в установлении связей с западными государствами и городами преуспели Новгород и Псков.

Этому способствовали хорошие торговые пути через Балтийское море, Неву, Ладожское озеро, Волхов, а также проходящий сухопутный маршрут на Ригу и Западную Двину, что позволило Новгороду установить связи с немецкими и скандинавскими купцами, а в XIII в. вступить в Ганзейский союз.

Интересно
Иностранцы привозили в Новгород готовые изделия, сукно, сельдь, соль, драгоценные металлы, а русские – меха, лес, кожи, воск, лен, пеньку, зерно. Кроме беспошлинной торговли иноземные купцы в Новгороде имели личные свободы и жили своим укладом.

Одновременно с иностранцами новгородцы успешно торговали с Киевом, Черниговом, Суздалем, Литвой. В 1380 г. они установили отношения с Москвой, в 1381 г. – с Рязанью, в 1399 г. – с Тверью. При этом авторитет новгородцев был таков, что везде им разрешалось гостить «без рубежа». Одновременно запрещалось произвольно завышать пошлины в отношении их товаров.

По мере объединения удельных княжеств под державной властью Великого князя Московского предпринимались попытки по упорядочению таможенных сборов и формированию на их основе более простой и однообразной системы.

Одновременно с этим появились официальные должностные лица в таможенных органах – целовальники и таможенные головы, между которыми завелась переписка, а также началось издание великими князьями откупных таможенных грамот. Эти грамоты издавались Иваном III, Василием III и Иваном IV.

По большей части они представляли собой контракт, на основании которого откупщики принимали на себя взимание таможенных сборов вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму.

В грамотах были перечислены сборы, подлежащие взысканию, указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от их уплаты.

В середине XVI в. произошло событие, сыгравшее огромное значение в развитии внешнеторговой и таможенной политики России. В 1552 году английская компания снарядила три корабля с целью открытия нового пути в Китай и в Индию через северные страны Старого Света.

Два корабля отделились от третьего и вскоре погибли во льдах, последний же корабль под названием «Эдуард Бонавентура» причалил к русской земле в устье Двины, недалеко от Холмогор.

Капитан корабля Ричард Ченслер приехал в Москву и был удостоен царской аудиенции. Иван IV (Грозный) принял его как нельзя лучше и передал грамоту для Эдуарда VI, в которой содержалось дозволение английским купцам вести свободную торговлю в России.

По возвращении Ченслера в Лондон, в Англии образовалась новая торговая компания «для торговли с Россией, Персией и северными странами» (Русская компания). По уставу, утвержденному королевой Марией, компания сумела получить право монопольной торговли с Московией.

В 1555 году Ченслер снова приехал в Москву уже в качестве посла и добился от Ивана IV грамоты, которой англичанам было дозволено приезжать в Россию и торговать здесь свободно от всяких пошлин, а также производить транзитный торг с Персией и другими азиатскими государствами.

Беспошлинно торговать в России могли только англичане, так как Иван Грозный стремился к военно-политическому союзу с Англией. После отказа королевы Елизаветы заключить такой союз в 1570 году царь отменил льготы английским купцам, но в 1574 году, понимая необходимость выхода России на европейский рынок, ввел их вновь в меньшем размере (50%).

Таможенные пошлины выступают здесь как средство политического воздействия в межгосударственных отношениях. В 1587 году при преемнике Ивана Грозного, Федоре Ивановиче, привилегии англичан были восстановлены в полном объеме, что привело в 1588 г. к значительному недобору денег в казну.

Благодаря внешней торговле на севере России стали быстро возникать новые города, среди которых Архангельск на длительное время занял первое место как главный торговый порт централизованного русского государства.

Интересно
От Смутного времени до нас не дошло никаких материалов, касающихся таможенного деда. Течение торговли приостановилось от внутренних неурядиц, а правительство было просто не в состоянии вносить какиелибо изменения в таможенную часть.

Но с восхождением на престол Михаила Федоровича, окончанием войны и умиротворением России ход торговли возобновился и она вновь начала развиваться. Английские купцы получили подтверждение своих привилегий на беспошлинную торговлю.

Захватив в свои руки всю торговлю и стремясь к монополии они вызывали законное возмущение русского купечества. Англичане искусно поддерживали высокую цену своих и низкую цену русских товаров.

Закупая русские товары, они продавали их прямо в архангельском порту купцам других наций, и тем же порядком покупали у них привозимые товары, перепродавая их русским купцам, то есть занимались кражей пошлины, используя выгоды своего положения.

Голландцы также постоянно пользовались значительными льготами, хотя и меньшими чем англичане. После Смутного времени им было дано право на беспошлинную торговлю в течение трех лет, после чего они должны были платить половину установленной в России торговой пошлины. Недовольство русских купцов иностранцами, торговавшими в России, распространялось и на голландцев.

Шведы через Балтийское море пытались составить конкуренцию англичанам и голландцам в торговле с Россией. Таким шагом было основание Ниеншанца и стремление шведского правительства переориентировать внешнюю торговлю России на Балтийское море.

В 1632 году Ниеншанцу были дарованы городские права, льготы и привилегии. Однако, несмотря на достаточно оживленную торговлю через Ниеншанц в XVII веке шведским купцам так и не удалось занять господствующее положение среди внешнеторговых партнеров России.

В царствование Алексея Михайловича было сделано очень многое для развития таможенного дела в России.

Ряд последовательных реформ, вызванных ходатайствами и требованиями самих русских торговцев, привели в известную стройность прежнюю систему таможенных сборов, запутанную, неуравновешенную и стеснительную преимущественно для русских.

При этих реформах внешние пошлины были разграничены от внутренних и указаны точные размеры пошлин для иностранных товаров.

Была сформирована достаточно стройная система таможенных органов; в центре – Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба; на местах – таможенные избы под начальством таможенных голов.

Несмотря на то, что крепостное хозяйство было в середине XVII века основой экономики страны, в России параллельно развивалось мелкое товарное производство и денежное обращение, появлялись мануфактуры, исчезала разобщенность отдельных областей.

Повышалась роль купечества, верхушка которого по поручению правительства вела заграничную торговлю пушниной и различным сырьем, закупала продовольствие для армии, брала подряды на строительные работы, собирала налоги, таможенные и кабацкие деньги.

Осознав свою силу, купечество настойчиво выступало перед правительством с просьбами защитить его интересы перед воеводами и наместниками, а также перед иностранными конкурентами.

Интересно
В 1646 году купцами была подана челобитная о прекращении привилегий иностранцам. Это ходатайство было удовлетворено Соборным уложением 1649 года, когда представился очень удобный повод к отмене льгот, предоставленных англичанам.

По причине революции в Англии и казни Карла I, русское правительство прервало отношения с англичанами и признало справедливым прекратить действие льгот, установленных царскими грамотами на имя британских королей – это мотивировалось тем, что англичане оказались недостойными царских милостей, осквернив себя цареубийством.

Однако в самом уложении 1649 г. говорилось и о подлинных причинах отмены льгот, о том, в частности, что английские торговцы выдавали чужие товары за свои, провозили контрабанду и т.п. Так были отменены привилегии англичан, действовавшие в течение около 100 лет. С изданием акта 1649 года все иностранные торговцы были уравнены в правах с русскими.

Важной таможенной реформой стал торговый устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с рубля цены товара.

В это же время была отменена в России откупная система. Жалобы на откупщиков раз давались еще в царствование Михаила Федоровича, и в 1654 году была издана уставная грамота, которою отменялся откупной порядок таможенных сборов, а вместе с ним и промысловые откупы.

Упомянутые выше грамоты, а также другие правительственные распоряжения были соединены в законодательном акте 1667 года, выработанном под влиянием купечества и при участии его представителей. Этот акт известен под названием Новоторгового устава 1667 года, или Новоуказных торговых статей.

Новоторговый устав содержал в себе постановления относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, относительно устройства таможен, таможенных правил и др. Поэтому его можно рассматривать и как первый таможенный тариф и как первый таможенный устав русского государства.

Впервые Новоторговый устав выразил отношение правительства к торговле иностранцев. Оно было вынуждено начать протекционистскую политику в отношении русской торговли отечественными товарами, а также условий продажи русскими купцами иностранных товаров внутри страны.

По Новоторговому уставу пошлина на товары иноземцев увеличивалась в четыре раза. Торговля иностранцев ограничивалась только пограничными городами с целью развития инициативы русских оптовиковскупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалась розничная торговля и обмен друг с другом помимо таможни.

В исключительных случаях, при наличии специальной жалованной грамоты о торгах, иностранным купцам разрешалось проезжать с товарами к Москве. Однако следует отметить, что, несмотря на государственный протекционизм, русское общество сочувственно относилось к идее свободного допущения иностранных товаров на русские рынки.

Сторонники нововведений имели перевес при царском дворе и желали сближения с иностранцами, распространения внешней торговли и заведения торговых связей с самыми отдаленными народами.

Самый видный из представителей этой партии, боярин А. Л. Ордин-Нащекин (1605-1680 гг.), заведовавший Посольским приказом, с этой целью несколько раз снаряжал посольства в чужеземные страны.

Сам он был настолько склонен к оживлению торговли с иностранцами, что, будучи в Пскове, решился даже освободить гостей, приезжавших на ярмарки за русскими товарами, от всех таможенных пошлин.

При Ордин-Нащокине было получено разрешение на транзит азиатских товаров через Россию, в котором русское правительство решительно отказывало иностранцами еще в царствование Михаила Федоровича.

Новые реформы в таможенном деле были произведены в 1679-81 годах и обуславливались нараставшей в государстве самодержавнобюрократической тенденцией.

Старая система прямых податей с купцов была также упрощена, как и система косвенных сборов после введения рублевой пошлины 1653-67 годов. Эти финансовые реформы имели и другую очень важную сторону.

Параллельно с упрощением податной системы, как по прямым, так и по косвенным налогам, шло объединение высших финансовых органов.

По указу 1680 года все дела торговцев из ведомства местных «четей» Владимирской и Галицкой, а также из приказов Новгородского и Большого прихода, были переданы в ведение Приказа Большой Казны, к которому переходили в подчинение Московская таможня, Померная и Мытная избы и все городские таможни со всеми денежными доходами.

Таким образом, происходила централизация таможенного аппарата, что вело к осуществлению в стране единой таможенной политики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)