Таможенная политика России в первой четверти XIX в

Частые войны и непрерывные военные приготовления, продолжавшиеся в России с 1799 года вызвали значительные издержки, не покрывавшиеся обычными государственными доходами. Еще при Екатерине II правительство прибегало к выпуску ассигнаций как к средству для пополнения казначейства в случае недостатка наличных сумм.

Но при Павле I и Александре I выпуск новых ассигнаций превратился в пагубную привычку, и курс бумажных денег, пошатнувшийся еще при Екатерине II, постоянно опускался. Правительство было сильно озабочено таким положением дел.

В 1809 году Александр I приказал составить план реорганизации российских финансов и выправления курса бумажных денег. Этот план был выработан в 1809 году. Он был реально осуществим лишь при условии введения нового тарифа, устанавливающего резкое сокращение ввоза иностранных и облегчение вывоза русских товаров.

На этом основании и была построена новая таможенная система, по которой допускался свободный доступ в Россию только самых необходимых товаров; все остальные облагались тяжелой пошлиной или вообще запрещались к ввозу.

Для содействия же вывозу русских товаров было признано необходимым по возможности обеспечить доступ нейтральных судов в российские порты.

Этот проект был одобрен государем, затем внесен в Государственный совет и утвержден в виде временной меры на один год. Таким образом было выработано «Положение о торговле на 1811 год».

Интересно
Правительство сознавало какой сильный удар по торговле и потребителям должно было вызвать «Положение» 1810 года и поэтому смотрело на это распоряжение как на меру крайнюю и временную. Принятие «Положения» не оправдало себя – курс русских ассигнаций не стабилизировался после 1811 года. Но оно имело другие очень важные последствия.

С одной стороны, оно послужило главным поводом к окончательному разрыву России с Наполеоном и к Отечественной войне 1812 года. Несмотря на свой резко запретительный характер, «Положение» 1810 года открывало доступ в Россию на нейтральных кораблях товарам британских колоний.

При его издании многие предсказывали неизбежный конфликт с Наполеоном. Сразу после издания «Положения» в русские порты пришли 200 английских кораблей для закупки русского сырья, в котором Англия тогда сильно нуждалась для своих мануфактур.

По обязательствам Тильзитского договора Россия должна была не допустить эти суда в свои порты или даже захватить их. Однако большинство сановников прекрасно понимало, что захват английских судов преградил бы вывоз товаров из России и привел бы к тяжелому экономическому расстройству.

России нельзя было подчиняться континентальной системе, созданной Наполеоном якобы для поражения Англии, но, в сущности, направленной и на постепенное разорение и ослабление России.

Как и ожидалось, Наполеон стал резко протестовать против таможенной системы, введенной «Положением» 1810 года.

Твердость, проявленная в данном случае русским правительством, побудила его прервать дипломатические отношения с Санкт-Петербургским двором и вторгнуться в пределы России. Сам Наполеон говорил впоследствии, что столкновения на почве таможенной системы послужили главным поводом к войне с Россией.

Другим следствием «Положения» 1810 года явилось сильное оживление русской промышленности, поощренной запрещением привоза иностранных товаров.

Значительное повышение цен на продукты мануфактурной промышленности, явившееся следствием такого запрещения, сделало очень выгодным устройство новых мануфактур, расширение прежних и основание таких производств, которых в России прежде не существовало.

Нашествие Наполеона сократило число фабрик, множество из которых было разрушено, но не ослабило энергии в возобновлении приостановившихся производств. «Положение» 1810 года, изданное в виде временной меры всего на один год, постоянно продлевалось вплоть до 1815 года, хотя очень многие с нетерпением ждали прекращения его действия.

Министр финансов граф Гурьев считал необходимым и полезным ослабить строгость запрещений и уже с 1813 года ввести более умеренное тарифное законодательство. Но как только распространились слухи о его намерении представить проект о прекращении запретительной системы, со стороны промышленников раздались громкие требования сохранить прежнее положение вещей.

Министр иностранных дел граф Н. П. Румянцев, ранее бывший президентом Камер-коллегии и сохранивший связи с купечеством, представил Александру I записку, полученную им от нескольких фабрикантов.

В записке доказывалась невозможность введения свободного тарифа из-за последующего неминуемого разорения мелких и крупных заводчиков, только что начавших послевоенное восстановление своих производств.

Сам Румянцев полностью разделял основные мысли этой записки, также как и министр внутренних дел граф Козодавлев, который с большой резкостью выступил против предложений Гурьева, обвиняя его в склонности к непрактичным умозрительным выводам и в недостатке патриотизма. Под влиянием этих протестов Александр I был вынужден отклонить проект Министерства финансов.

Интересно
В 1810 году военный министр М. Б. Барклай де Толли установил неудовлетворительность охраны западной границы России – иностранные купцы подкупали смотрителей таможен и с их помощью ввозили беспошлинно крупные партии различных товаров.

В правительственных кругах зрело убеждение, что разъездными дозорами границу не охранить, что ее нужно разделить на участки с последующим закреплением за войсковыми частями и, кроме того, создать крепости с постоянными гарнизонами.

По утвержденному в 1811 году «Положению об устройстве военной стражи на границах западных губерний», по сухопутной западной границе России были созданы 150-верстные участки, для охраны которых приписывались полки донских казаков.

Во избежание злоупотреблений, три раза в год полки на участках менялись. Наряду с казачьей пограничной стражей оставались и прежние вольнонаемные объездчики – команды в 10 человек на участок в 15 верст.

Беспрерывные войны, опустошавшие Европу в начале XIX столетия, после поражения Наполеона сменились эпохой дружественных, на первый взгляд, конгрессов между европейскими державами. Современники возлагали много надежд на эти конгрессы, на которых проповедовались идеи народного братства, всеобщего разоружения и постоянного мира.

Эти идеи гармонировали с благими намерениями Александра I о внесении в политическую жизнь послевоенной Европы начал правды, взаимопомощи и христианской любви. Параллельно высказывались пожелания установления дружественных торговых связей между нациями, прекращения притеснений в международной торговле.

Под влиянием этих идей Александр I во время Венского конгресса согласился смягчить суровость российского тарифа и содействовать экономическому сближению страны с западноевропейскими державами.

А в конце 1815 года Россия стала членом «Священного союза» европейских государств и император поручил особому Комитету выработку нового тарифа вместо «Положения» 1810 года. Новый тариф был составлен очень скоро и опубликован уже в начале 1816 года.

Тариф 1816 года представлял собою довольно осторожную, переходную меру. Несмотря на то, что пошлины были снижены в среднем на 50%, на ввоз многих товаров были оставлены запрещения.

Однако за изданием этого тарифа вскоре последовали и другие уступки. В 1817 году, выполняя свои обязательства по либерализации внешнеторговой политики перед странами «Священного союза», Россия ввела в Одессе зону порто-франко.

Одесса с прилегающей к городу территорией была выделена из общей таможенной черты государства, и в ее области товары разрешалось не только выгружать, хранить, но и переупаковывать и перерабатывать без всяких пошлин и ограничений, пока они не будут выходить из этой зоны внутрь России. Режим порто-франко просуществовал в Одессе 40 лет.

В 1819 году вышел новый таможенный тариф, который приобрел известность самого низкого тарифа в истории русской таможенной политики. Он допускал ввоз любых товаров как через сухопутную, так и через морскую границы и вводил чрезвычайно низкие таможенные ставки.

Этот тариф нанес очень сильный удар мануфактурной промышленности России, открыв широкий простор для иностранной конкуренции, к которой страна оказалась совершенно неподготовленной. По словам будущего министра финансов графа Е.Ф. Канкрина, тариф 1819 года «убил русскую промышленность».

Влияние тарифа 1819 года на внешнюю торговлю и на внутреннюю производительность сказалось настолько быстро, что правительство уже в 1821 году осознало свою ошибку.

Кроме того, оказалось, что европейские правительства вовсе не намеревались ввести у себя систему свободной торговли, о которой так много говорилось на Венском конгрессе: во Франции был введен резко запретительный тариф, а в Пруссии повышены пошлины на ввозимое туда сырье.

Интересно
Ввиду этого российское правительство сочло нужным изменить свою таможенную политику – в 1820 году пошлины на некоторые товары были увеличены, а в конце 1821 года началось составление нового тарифа. Он был издан в 1822 году и явился возвращением к «половинному» тарифу 1816 года.

В Манифесте 1822 года откровенно говорилось, что внимательное наблюдение за оборотом и ходом внешней торговли показало, что разрешение ввоза всех иностранных мануфактурных изделий со временем может причинить большой вред собственной промышленности, приведя к упадку фабрик и мануфактур.

Запретительный тариф 1822 года положил начало продолжительной эпохе интенсивной таможенной охраны национальной промышленности.

В 1819 году кроме тарифа был принят также таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов.

В 1822 году казачьи части перевели во вторую линию – в трех – пяти верстах за линию таможенных объездчиков, а в 1823 году в дополнение к конным объездчикам были учреждены еще и стражники – пешие воины.

В 1827 году, по «Положению об устройстве пограничной таможенной стражи», стража была сведена в особые части – бригады, полубригады и роты, которые делились на отряды, а иногда на подвижные колонны. Надзиратели таможен и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе.

Главное управление пограничной стражи находилось в ведении департамента внешней торговли Министерства финансов.

Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды, понимая под этим не только провоз и пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров грузовладельцами в предъявляемых на таможне объявлениях и грузовых документах.

На востоке страны охрана границы в первой половине XIX века не внушала большой тревоги из-за естественных преград. Даже в торговле в Кяхте (куда осуществлялся транзит через Россию прусского сукна) затруднения были эпизодическими и лишь в 1851 году здесь было создано Забайкальское казачье войско.

От низовьев Амура до Камчатки охрану границы несли 1000 человек (один пограничник на 10-15 верст), возникали гарнизоны. Позднее созрело мнение о передаче пограничной стражи в ведение Военного министерства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)