Суть метода анкетирования
При проведении маркетинговых исследований очень часто используют метод опроса — анкетирование, который позволяет осуществить сбор необходимого объема информации для выявления различного рода тенденций и фактов, а также для проведения дальнейших исследований.
Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.
Виды опроса:
- письменные опросы (анкетирование);
- устные опросы (интервьюирование);
- очные опросы;
- заочные опросы (почтовые, телефонные и др.);
- экспертные (опрос компетентных специалистов);
- индивидуальный;
- групповой;
- свободный;
- формализованный;
- фокусированный (направленный);
- сплошной;
- выборочный;
- по месту жительства;
- по месту работы;
- временные целевые аудитории и т.д.
Основные участники опроса:
- анкетер или интервьюер (кто опрашивает);
- респондент (кого опрашивают).
Анкетирование целесообразно проводить в том случае, когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время или когда респонденты должны иметь возможность тщательно продумать свои ответы.
Анкетирование — метод сбора данных, который предполагает самостоятельное заполнение анкет целевыми группами респондентов и возврат анкет интервьюеру.
Цель анкетирования — сбор необходимого объема информации для выявления различного рода тенденций и фактов, а также для проведения дальнейших исследований.
Основными преимуществами анкетирования являются:
- получение полной информации об изучаемом объекте;
- личность интервьюера не оказывает влияния на респондента;
- формирование у респондента ощущения большей анонимности, что приводит к более обоснованным ответам;
- при заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты;
- не требует кадров высокой квалификации для выполнения работы по распространению и сбору анкет;
- сокращает срок сбора информации.
Инструментом для анкетирования являются образцы анкетных бланков (анкет), которые составляются с учетом специфики необходимой информации и заполняются широким кругом респондентов.
Анкета — структурированная форма сбора данных, состоящая из серии вопросов, письменных или устных, на которые необходимо ответить респонденту.
Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе исследования.
Основные правила построения анкеты:
- логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами;
- отсутствие слишком сложных или интимных вопросов;
- соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы;
- в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов;
- общее количество вопросов не должно быть слишком большим.
Анкета, как правило, состоит из: титульного листа, вводной части, основной (содержательной, т.е. конкретных вопросов различного типа) части, социально-демографической характеристики респондента.
Важным моментом при проведении анкетирования является правильное определение объема выборки, т.е. необходимого для получения достоверного результата числа респондентов.
Объем выборки — общее число единиц наблюдения в выборочной совокупности.
При этом следят, чтобы выборка была репрезентативной, т.е. чтобы выборка соответствовала характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.
Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Таким образом, репрезентативность — это обоснованность переноса результатов, полученных при анализе выборочной совокупности, на генеральную совокупность.
Анкетирование проводится в несколько этапов:
Этап — подготовительный.
Затем оценивают достоверность полученного результата выборки параметрическим методом — с помощью определения ошибок репрезентативности.
После этого разрабатывают вопросы для проведения анкетирования, выбирая соответствующий задаче исследования тип вопросов из приведенных ниже:
- фильтрующий вопрос — один или несколько начальных вопросов анкеты, позволяющие убедиться в том, что респонденты отвечают требованиям, предъявляемым к выборке.
- открытый вопрос предусматривает, что опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный вопрос.
- неструктурированный вопрос — открытый вопрос, на который респондент отвечает своими словами.
- закрытый вопрос содержит «менюc для выбора ответа опрашиваемого. При этом респондент отмечает тот вариант ответа, который наиболее отвечает его установкам, то есть ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений.
- структурированный вопрос — закрытый вопрос, содержащий варианты ответов и формат ответа (многовариантный, альтернативный, шкалированный).
- многовариантный вопрос — вопрос, содержащий набор возможных ответов на выбор респондента (один или несколько).
- альтернативные вопрос — вопрос, содержащий структурированный ответ с двумя вариантами ответа, например да и нет.
- шкалированный вопрос — вопрос, содержащий ответ в виде порядка распределения объектов по какому-либо признаку.
Подбирают понятные для потребителей оценочные показатели по каждому вопросу.
Этап — полевые исследования.
Проводят анкетирование потребителей. В случае необходимости им разъясняют правила заполнения анкеты и помогают ее заполнить.
Затем проверяют правильность и аккуратность заполнения анкеты.
Этап — обработка результатов.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу