Сущность потребительского комплекса национальной экономики, его структура
Потребительский комплекс национальной экономики (в широком определении) представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг населению, способствующих удовлетворению социально-экономических потребностей, складывающихся под прямым воздействием объективных закономерностей определенного этапа развития общества.
Удовлетворение этих потребностей материальновещественными продуктами труда и услугами обеспечивает жизненный процесс людей в его постоянном течении и возобновлении.
Таким образом, потребительский комплекс представляет собой группу отраслей, объединенных по функциональному признаку использования производимой в них продукции.
Это продукция, предназначенная (в основном) для населения, его конечного потребления и обеспечения потребностей в жилье.
В большинстве крупных отраслей промышленности и экономики имеются подотрасли, преимущественно ориентированные на производство продукции для населения.
В составе потребительского комплекса можно выделить следующие две основные группы отраслей:
- отрасли, производящие материальновещественные виды продукции: товары народного потребления (продовольственные и непродовольственные) и жилье;
- отрасли, производящие услуги потребительского характера.
Группа отраслей, ориентированных на производство услуг для населения, является важнейшей частью социальной сферы.
Отрасли, производящие материально-вещественные виды продукции и жилье для населения.
Совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые ориентированы на производство продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, составляют наряду с отраслью «жилищное строительство» материально-вещественный отраслевой блок потребительского комплекса.
Ключевые позиции в группе отраслей, производящих товары народного потребления (продовольственные и непродовольственные), принадлежит отраслям, ориентированным на производство товаров жизнеобеспечения — продуктов питания (пищевая промышленность и сельское хозяйство), а также одежды и обуви (легкая промышленность).
Значимое место в данной группе занимает подотрасли машиностроения, ориентированные на производство продукции для населения — бытовую технику, легковые автомобили, а также различные металлические изделия непроизводственного назначения (посуду, кухонный и спортивный инвентарь и т.д.); подотрасли химической и нефтехимической промышленности, производящие продукцию бытовой химии; химикофармацевтическая промышленность (лекарственные препараты); а также мебельная промышленность (являющаяся подотраслью деревообрабатывающей промышленности).
Круг промышленных отраслей, ориентированных на производство товаров народного потребления, весьма широк.
Помимо вышеуказанных в него можно включить, например, такие подотрасли промышленности строительных материалов, как производство хозяйственнобытовых изделий из стекла и стеклянной посуды, фарфорофаянсовую промышленность, а также ювелирную, полиграфическую и другие производства, продукция которых хотя и не имеет столь значимого веса на потребительском рынке товаров, но также предназначена в основном для потребления населения.
Из крупных отраслей промышленности практически полной ориентацией на производство товаров потребительского спроса характеризуются легкая и пищевая промышленность. Поэтому данные подотрасли не включаются в основной состав отраслей потребительского комплекса. Вместе с тем, как указывалось выше, во многих крупных отраслях имеются подотрасли, специализированные на производстве товаров народного потребления. И именно они наряду с легкой и пищевой промышленностью входят в основной состав промышленных отраслей потребительского комплекса.
Отрасли, ориентированные на производство услуг для населения (потребительских услуг). К данной подгруппе потребительского комплекса, в первую очередь, относятся отрасли (виды деятельности), обеспечивающие:
- физическое здоровье и духовное развитие населения (здравоохранение и физическая культура, образование, культура и искусство);
- обслуживание различного рода бытовых, жилищных и транспортнокоммуникационных потребностей населения, а также процесс товарообмена на потребительском рынке (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, транспорт пассажирский, связь непроизводственная, розничная торговля и общественное питание);
- социальную защиту населения (социальное обеспечение).
Также в данную группу могут бьпь включены услуги, оказываемые населению кредитными и страховыми организациями, ориентирован^ ными на обслуживание населения, — услуги по страхованию, операциям по вкладам, потребительскому кредиту, операциям на финансовых рынках.
В настоящее время в самостоятельную отрасль выделяются услуги, связанные с обеспечением туризма. Данное быстро развивающееся перспективное направление деятельности также относится к сфере социальных услуг.
Важной особенностью социальной сферы услуг потребительского характера является то, что в рамках ряда ее отраслей («Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», «Образование», «Культура и искусство», «Жилищное хозяйство») имеются предприятия, производящие услугидвух видов — услугирыночногохарактера и нерыночные услуги.
Услугами рыночного характера являются услуги, стоимость которых оплачивается непосредственно их конечными потребителями (населением) по рыночным ценам. Их производят предприятия сферы услуг, работающие на коммерческой основе — например, платные поликлиники, частные образовательные учреждения, предприятия жилищного хозяйства, сдающие жилье в аренду, и проч.
Услугами нерыночного характера являются услуги, в основном оплачиваемые из бюджетных средств и передаваемые населению как конечному потребителю бесплатно. Например, услуги такого вида оказывают государственные образовательные учреждения, районные поликлиники и прочие учреждения бюджетной сферы.
Государство выделяет значительные суммы бюджетных средств на поддержку социальной сферы услуг — отраслей «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», «Образование», «Культура и искусство». Политика государства в социальной сфере услуг обеспечивает доступ к данным жизненно необходимым благам всех граждан страны независимо от уровня их обеспеченности.
Объективный ход экономического развития обусловливает постепенное снижение доли нерыночных услуг в общем объеме потребительских услуг, производимых этими отраслями. Так, в 1996 г. в объеме производства указанных отраслей доля услуг нерыночного характера составляла более 70%, а в 2002 г. понизилась до 66%. Указанные структурные изменения были связаны как с опережающим ростом цен на услуги рыночного характера, так и с расширением покупательского спроса на рыночные услуги, который наблюдался при росте реальных доходов населения.
- Поддержка экспортного производства и стимулирование экспорта
- Государственная монополия внешней торговли: механизм ее осуществления и последствия
- Проблемы повышения эффективности внешних связей и изменение положения России в международном разделении труда
- Эволюция внешней торговли России и СССР (1911-1991 гг.)
- Прогнозирование инвестиционно-фондовых процессов
- Прогнозирование коэффициентов прямых затрат
- Прогнозирование структуры экономики
- Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов
- Структура и классификация прогнозных моделей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу