Сущность и содержание современной региональной государственной политики

Развитие экономики любого государства зависит не только от процессов, происходящих на макро и микроуровне, но и от происходящего на мезо(региональном) уровне. Все они органически взаимосвязаны и, интегрируясь, формируют экономическое пространство страны.

Обусловлено это тем, что развитие экономики основывается на разделении труда, непременным атрибутом которого выступает географическая (пространственная) его форма, включающая:

  • постоянно действующие (размеры территории, климат, почвы, растительность, рельеф, удаленность от моря и т.п.);
  • трансформирующиеся в ограниченных временных пределах (природные ресурсы, транспортная инфраструктура т.п.);
  • социальные (численность и плотность населения, его этническая структура, соотношение городского и сельского населения, инновационный потенциал и т.п.);
  • геополитические (удаленность стран и регионов от мировых центров экономического притяжения).

Выделяют широкую и узкую трактовку региональной политики.

Согласно широкой трактовке региональная политика, прежде всего, направлена на организацию пространства в соответствии с определенной долговременной стратегией социально-экономического развития конкретного государства.

Суть этой стратегии можно определить как обеспечение стабильности социального, экономического, правового, политического и прочих пространств, в том числе и экономическими методами.

При такой постановке конечная задача региональной государственной политики не может быть сведена к получению прибыли (дохода) или иному кратко и среднесрочному экономическому эффекту Стабильность рассматривается здесь как фактор, обеспечивающий осуществление последовательных общегосударственных мероприятий, гарантирующих защиту общественных интересов.

Региональная политика реализуется на двух уровнях — центр и периферия.

Поэтому, осуществляя ее, общество вынуждено перманентно разрешать две группы противоречий: между центром и регионами; межрегиональные противоречия.

На первом уровне обеспечивается формирование общегосударственных основ взаимодействия центра и периферии (или взаимодействия большего количества уровней) методами общегосударственного регулирования, контроля и санкций. Эту функцию реализуют общегосударственные исполнительные и законодательные органы.

На втором уровне интересы сосредоточиваются вокруг развития регионального хозяйства, рассматриваемого как главное условие решения социальных, экологических, политических и прочих проблем конкретных регионов.

Региональную политику на этом уровне вырабатывают и осуществляют исполнительная и законодательная ветви власти регионов.

Согласно узкой трактовке, государственная региональная политика сводится к оказанию помощи регионам в решении внутрирегиональных проблем. В этом случае цели рассматриваемой политики имеют кратко и среднесрочный характер, а связана она с поддержкой государством отдельных регионов (экономического бедствия, депрессивных, районов нового освоения и т.п.). Иными словами, региональная политика достаточно прагматична. Она направлена на получение конкретного, «просчитываемого» экономического, социального, политического, экологического и прочего эффектов.

Говоря о содержании государственной региональной политики, следует сразу оговорить, о политике государства какого типа идет речь.

В унитарных государствах она строится на жесткой подчиненности регионов (административно-территориальных единиц) центру. Степень названной жесткости различна. Но даже в странах, где регионы обладают самыми широкими полномочиями, авторитет центра остается непререкаемым.

Иная ситуация складывается в федерациях. Сама природа их возникновения предполагает наличие конституционно закрепленного за субъектами федерации перечня предметов ведения, вмешиваться в осуществление которых центр неправомочен. Этот перечень не является неизменным. Однако сохранение названного принципа носит всеобщий характер.

Отсюда вытекает, что часть вопросов межрегионального хозяйственного взаимодействия, в том числе в области укрепления единства экономического пространства, в федерациях регулируется органами исполнительной и законодательной власти регионов.

Федерации не возникают произвольно. Для их образования требуются социально-экономические предпосылки, связанные с формированием рыночных отношений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)