Сущность, функции и виды налогов
Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными или иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В отличие от налога при уплате сбора всегда присутствует специальная цель и интересы сторон.Сущность налогов проявляется через их функции — фискальную, перераспределительную, регулирующую, контрольную, социальную.
Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства путем перечисления налогов и сборов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды.
Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности.
Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции налогов, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, инвалидов и др.
Регулирующая функция реализует косвенное или экономическое воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной жизни страны. Налоговое регулирование может быть стимулирующим или сдерживающим в зависимости от величины налоговых ставок и наличия льгот по отдельным налогам.
Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансовохозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.
Российская налоговая система, принятая в 1992 г., включает налоги трех уровней — федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные. Перечень налогов с 2005 г. определяется Налоговым кодексом РФ.
Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы на отдельные группы и виды товаров;
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на наследование и дарение;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В состав региональных налогов входят:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
К местным налдгам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
В настоящее время основу налоговой системы России составляют НДС, акцизы, Налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. При этом преобладающую долю в доходах федерального бюджета составляет НДС.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом РФ, региональные и местные налоги и сборы — соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления с учетом условий, установленных Кодексом.
Новые налоги и сборы могут вводиться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Акты законодательства об изменении налогов и сборов вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.Несмотря на преобладание той или иной группы налогов, наиболее существенным показателем налоговой системы является величина налогового бремени для экономики страны в целом и для отдельного субъекта.
Налоговое бремя намакроуровне определяется отношением общей суммы налогов к величине валового внутреннего продукта и характеризует ту его часть, которая перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов.
В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой доля налогов в ВВП составляет от 25 до 55%.
На микроуровне налоговое бремя показывает долю совокупногодохода конкретного налогоплательщика, которая отчуждается в бюджет и рассчитывается как отношение суммы всех уплаченных налогов ко вновь созданной стоимости.
Этот показатель зависит от деятельности плательщика. Он наиболее высок у производителей подакцизной продукции (85—90%), а у сельскохозяйственных предприятий, пользующихся многими налоговыми льготами, не превышает 10%. Хотя объем изымаемых в бюджет средств зависит от величины налогового бремени плательщика, связь этих двух показателей имеет весьма сложный характер.
Согласно теории Лаффера после достижения некоторого предельного значения налоговой ставки налоговые поступления начинают снижаться.
Налоговое бремя может также рассматриваться и в территориальномразрезе, когда налоговая нагрузка распределяется между отдельными регионами в соответствии с социально-экономической политикой государства.
В настоящее время многие страны практически достигли предельного уровня налоговых изъятий и дальнейший рост обложения чреват социальнополитическими последствиями. Это подтверждается событиями 2000 г. в странах Западной Европы, когда при росте цен на горючее его потребители потребовали снижения акцизов.
- Поддержка экспортного производства и стимулирование экспорта
- Государственная монополия внешней торговли: механизм ее осуществления и последствия
- Проблемы повышения эффективности внешних связей и изменение положения России в международном разделении труда
- Эволюция внешней торговли России и СССР (1911-1991 гг.)
- Прогнозирование инвестиционно-фондовых процессов
- Прогнозирование коэффициентов прямых затрат
- Прогнозирование структуры экономики
- Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов
- Структура и классификация прогнозных моделей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу