Сущность педагогического проектирования

Социально-педагогические системы развиваются по объективным законам. На их развитие существенно влияет субъективный фактор, то есть люди, познающие объективные законы и осуществляющие деятельность по логике законов или учитывая их.

В этом смысле социально-педагогическая система приобретает характер авторского проекта.

Таким образом, альтернатива всегда возникает в лоне определенных тенденций развития образовательной системы и несет на себе яркую печать «авторства», когда её субъект реализует свой «педагогический проект».

В данном случае педагогическое проектирование выступает, с одной стороны, как феномен, возникающий в педагогической действительности с потребностью в целенаправленном преобразовании социума, а с другой стороны – как феномен, проявляемый в конструировании наличной образовательной системы.

Педагогическое проектирование имеет некие объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым и значимым. Оно выступает как особого рода интеллектуальная деятельность, связанная с ценностным переосмыслением и переживанием потребностей в действительности, с информационной и семиотической подготовкой.

Тем самым, проектирование – это выражение особого человеческого отношения к действительности и с действительностью как универсумом, космосом, природой, сообществом, благодаря потенциалам которых человек может творить, в пределах которых и как часть которых он может и должен принимать ответственные решения.

Сущность проектирования в направленности на создание новых возможностей для развития деятельности, способной своими средствами направлять изменения самоорганизующихся систем.

Педагогическое проектирование как социальное действие характеризуется следующими чертами:

  • наличием таких свойств и показателей, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
  • созданием параметров, способных обеспечить соответствие образовательного контекста определенным социальным ожиданиям;
  • характеристиками, поддающимися построению в течение только определенного промежутка времени.

Этап экспериментального воплощения проекта в педагогической действительности может быть описан в терминах педагогической инноватики. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)