Ступени и основания для педагогических инноваций
С точки зрения концептуального и методологического отражения педагогическая альтернатива, как и любая инновационная деятельность проходит ряд ступеней. Первая из которых – это дотеоретическая.
Следущая ступень – теоретическая. Она своего рода предварительный этап: конкретизация идеи, когда из идеи выводятся эмпирические понятия, из сущности объясняются явления, возникает конкретное теоретическое знание; создание концепции и обоснование методических предложений.
Третья ступень – нормативная: проектирование образования, возникновение новой традиции через нормативно – организационное оформление, т.е. институализацию идеи в проекте, целенаправленное или спонтанное распространение педагогической альтернативы и технологическая ступени.Раскрывая логику проявления каждой из указанных ступеней, следует оговориться, что любой педагогической теории предшествует проявление инновационной идеи, но не каждая теория благополучно воплощается в практике.
А так же тем, что теория не способна вобрать в себя знания о своем бытийном содержании в виде особенностей культурно-исторического характера и специфики персональной реализации.
На основании анализа имеющихся научных данных можно обозначить следующие основания для классификации педагогических инноваций:
- по способу возникновения и осуществления: организованные, спонтанные;
- по степени персонифицированности проекта: авторская концепция, коммерческий проект и т.п.;
- по источникам поступления «энергии»;
- по степени воспроизводимости нововведений в иных условиях;
- по степени распространения и масштабности реализации;
- по своему инновационному потенциалу нововведения: базовые, комбинаторные, модифицирующие;
- по области возникновения и применения.
По степени эффективности и жизнеспособности нововведений можно выделить: завершенные и незавершенные нововведения, успешные и неуспешные. Считают, что и по сроку существования инновационных процессов: эпизодические, долгосрочные и стабильные, можно квалифицировать педагогические инновации.
- Компоненты педагогической системы
- Анализ динамики жизнедеятельности человека
- Интеракционное измерение
- Исследование педагогической системы
- Критерии гуманизации образования
- Причины неоднозначности современной педагогики
- Гуманизация образования
- Гуманистическая ориентация
- Агенты и факторы макропроцессов в сфере образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу