Ступени и основания для педагогических инноваций

С точки зрения концептуального и методологического отражения педагогическая альтернатива, как и любая инновационная деятельность проходит ряд ступеней. Первая из которых – это дотеоретическая.

Она характеризует относительно автономное движение педагогической практики, которая самостоятельно, без помощи теории конструирует и осваивает новое содержание образовательной практики.

Следущая ступень – теоретическая. Она своего рода предварительный этап: конкретизация идеи, когда из идеи выводятся эмпирические понятия, из сущности объясняются явления, возникает конкретное теоретическое знание; создание концепции и обоснование методических предложений.

Третья ступень – нормативная: проектирование образования, возникновение новой традиции через нормативно – организационное оформление, т.е. институализацию идеи в проекте, целенаправленное или спонтанное распространение педагогической альтернативы и технологическая ступени.

Раскрывая логику проявления каждой из указанных ступеней, следует оговориться, что любой педагогической теории предшествует проявление инновационной идеи, но не каждая теория благополучно воплощается в практике.

Это может быть объяснено тем, что каждая из теоретизированных идей имеет границы применимости в педагогической действительности.

А так же тем, что теория не способна вобрать в себя знания о своем бытийном содержании в виде особенностей культурно-исторического характера и специфики персональной реализации.

На основании анализа имеющихся научных данных можно обозначить следующие основания для классификации педагогических инноваций:

  • по способу возникновения и осуществления: организованные, спонтанные;
  • по степени персонифицированности проекта: авторская концепция, коммерческий проект и т.п.;
  • по источникам поступления «энергии»;
  • по степени воспроизводимости нововведений в иных условиях;
  • по степени распространения и масштабности реализации;
  • по своему инновационному потенциалу нововведения: базовые, комбинаторные, модифицирующие;
  • по области возникновения и применения.

По степени эффективности и жизнеспособности нововведений можно выделить: завершенные и незавершенные нововведения, успешные и неуспешные. Считают, что и по сроку существования инновационных процессов: эпизодические, долгосрочные и стабильные, можно квалифицировать педагогические инновации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)