Фактор формирования механизма саморегуляции

Важнейшем фактором формирования механизма саморегуляции выступает система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, и которая коррелирует с изменениями в системе субъективных отношений человека ко всем сторонам действительности.

Эта система субъективных отношений человека к миру и к самому себе, выступая как некий потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности, является движущей силой в развитии человека.

Допуская, что личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности, к самому себе, к другим людям, можно утверждать, что система субъективных отношений человека также является специфическим ориентиром образования гуманистической ориентации.

Эта система представляет собой взаимосвязь различных видов отношений, среди которых:

  • потребности;
  • интересы;
  • притязания;
  • убеждения;
  • ценностные ориентации и т.д.

В качестве педагогических ориентиров здесь можно обозначить такой качественный показатель, как отношение заботы и доверия, что предполагает, с одной стороны, проявление благоговения перед жизнью, взаимной заботы педагогов и воспитанников, умений противостоять «неродственной среде», совместной заботы об окружающей жизни.

А с другой стороны, его элементом является свободная воля каждого из участников образовательного процесса и ее признание со стороны всех других участников.

Отношение заботы и доверия принципиально конструктивно, так как оно позволяет создавать атмосферу «приватности – открытости» в отношениях педагога и обучаемого, в условиях которой и происходит «творение» и «вызревание» личности воспитанника.

М.Бубер определил это качество как «включающее восприятие», когда отношение педагога к воспитаннику становится абсолютно бескорыстным, когда воспитанник видит, что педагог не преследует в отношении к нему собственных целей и искренне принимает участие в его судьбе.

Когда обучаемый чувствует, что он стал частью жизни учителя, который заинтересован в его человеческом благополучии, когда воспитанник чувствует, что в нем видят человека, достойного уважения.

Забота, взаимопонимание и доверие предполагают проявление эмоциональной отзывчивости, взаимоподдержки, сочувствия состоянию близкого человека.

Эта установка проявляется в ориентации образования на создание благоприятных условий для аутентичного общения и взаимодействия всех участников педагогического процесса. Однако для того, чтобы создать атмосферу равноправного общения, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый его участник обладал определенной психологической культурой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)