Сущность оперативно-розыскной деятельности

Противодействие преступности имеет важнейшую роль для обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. В целях эффективного противостояния применяются специальные меры как гласного, так и негласного характера уполномоченными на то государственными органами в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Сущностные особенности оперативно-розыскной деятельности можно охарактеризовать предметно, анализируя понятия данной деятельности. Для этого нужно рассмотреть три их разновидности: законодательные, ведомственные и научные.

Законодательные понятия указанной деятельности нормативно закреплены в действующих законах, принятых во всех государствах, вновь образованных после распада СССР.

В Российской Федерации в ст. 1 ФЗ об ОРД она определяется как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Рассматриваемое определение является базовым (общим) для всех уполномоченных ФЗ об ОРД государственных органов (ст. 13) – субъектов ее осуществления. Последние могут давать ведомственное понятие оперативно-розыскной деятельности с отражением в нем специфики, касающейся ее организации и тактики, свойственных определенному органу. Такое ее понятие в настоящее время нормативно определено, в частности, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) и Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России).

В литературе имеются научные определения оперативно-розыскной деятельности.

Одно из них сформулировано в следующем содержании (автор В. М. Атмажитов): оперативно розыскная деятельность – это базирующаяся на правовой основе и определенных принципах государственная правоохранительная деятельность, преимущественно негласно осуществляемая уполномоченными на то субъектами путем проведения специальных организационных мер, а также оперативно-розыскных действий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.

Исходя из анализа имеющихся законодательной и научных позиций по содержанию понятия оперативно-розыскной деятельности, можно выделить иерархичную последовательность ее признаков, несущих ключевые особенности, отличающие оперативно-розыскную деятельность от иных видов деятельности правоохранительных органов, имеющих значение для противодействия преступности.

Оперативно-розыскная деятельность – разновидность человеческой деятельности

Она социально обусловлена, ориентирована на выполнение социально полезных задач и функций, т. е. объективно необходима. Она является частью государственной право- охранительной деятельности, одной из государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Это означает, что рассматриваемая деятельность имеет государственный характер и строгую правовую регламентацию.

Оперативно-розыскную деятельность составляет система осуществляемых на практике оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ об ОРД). Они отражают механизм осуществления данной деятельности.

К ним относятся:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент;
  • получение компьютерной информации.

Их специфическая особенность заключается в разведывательно-поисковой направленности. Это важнейший признак оперативнорозыскной работы, во многом определяющий ее сущность.

Оперативно-розыскная работа, например, органов внутренних дел, отличается от других видов их деятельности тем, что в первую очередь направлена на поиск сведений о неизвестных фактах и обстоятельствах, носящих криминогенный характер, а также о лицах, совершивших преступления, замышляющих или готовящих их.

Значительная часть оперативно-розыскных мероприятий проводится негласно. Это означает, что они должны осуществляться так, чтобы об этом не знали третьи лица.

Негласность позволяет, во-первых, исключить возможность со стороны проверяемых воспрепятствовать деятельности оперативных сотрудников и, во-вторых, обеспечить тайну применяемых в конкретном месте и времени оперативно-розыскных сил, средств, методов и форм. Степень негласности оперативно-розыскных мероприятий не одинакова.

В ряде случаев указанные мероприятия (например, опрос граждан, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств) могут проводиться и гласно, т. е. стать известными проверяемым и разрабатываемым лицам, их связям и др. Иногда оперативные работники бывают даже заинтересованы в этом, проводя определенные комбинации.

Интересно
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется специально уполномоченными государственными органами, их оперативными подразделениями. Перечень таких органов устанавливается ФЗ об ОРД (ст. 13) и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

С учетом задач и функций, выполняемых государственными органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, различают следующие ее виды: оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны Российской Федерации, федеральной таможенной службы Российской Федерации, внешней разведки Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний.

В определенных пределах указанную деятельность осуществляет оперативное подразделение органов внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

Данное подразделение проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочия других государственных органов – субъектов данной деятельности.

Общие полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определены в ст. 14, 15 ФЗ об ОРД, а специальные, устанавливаются соответствующими законодательными актами Российской Федерации, регламентирующими их деятельность.

Конкретный перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы в соответствующих государственных органах, определяют руководители таких органов.

Полномочия оперативных подразделений в сфере оперативно-розыскной деятельности не одинаковы (одни из них выполняют ее функции в полном объеме, другие не в полном).

Перечень оперативных подразделений органов (учреждений) внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия определены приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».

К оперативным подразделениям органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме относятся:

  • подразделения уголовного розыска;
  • экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • по противодействию экстремизму;
  • подразделения по контролю за оборотом наркотиков;
  • собственной безопасности;
  • по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • специальных технических мероприятий;
  • оперативно-поисковые;
  • по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте (далее – БППГ ОВДТ);
  • межрегиональные оперативно-разыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне.

К оперативным подразделениям указанных органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность в неполном объеме, относятся: подразделения Национального центрального бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – НЦБ Интерпола МВД России) по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола (проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности).

Нормативные правовые акты МВД России устанавливают перечень должностных лиц (субъектов), которые допускаются к осуществлению оперативно-розыскной деятельности на федеральном, окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях.

В качестве таковых выступают в центральном аппарате МВД России:

  • Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за работу оперативных подразделений;
  • начальники Главного управления уголовного розыска (далее – ГУУР), Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ГУЭБиПК), Главного управления по противодействию экстремизму (далее – ГУПЭ), Главного управления по контролю за оборотом наркотиков (далее – ГУНК), Главного управления собственной безопасности (далее – ГУСБ), Главного управления на транспорте (далее – ГУТ), НЦБ Интерпола МВД России, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (далее – УОБЛПГЗ) и их заместители.

В качестве таковых выступают в территориальных органах МВД России:

  • начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе;
  • начальники подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по противодействию экстремизму, по контролю за оборотом наркотиков, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-розыскной информации, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий (далее – БСТМ), оперативно-поисковых бюро (далее – ОПБ), межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-розыскных частей территориальных органов МВД России;
  • начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следует учитывать существенные различия в компетенции перечисленных должностных лиц и указанных оперативных подразделений, в объеме их полномочий при организации оперативно-розыскной деятельности.

Персональная ответственность за результативность борьбы с преступлениями возлагается на вышеперечисленных должностных лиц. Причем непосредственное руководство оперативно-служебной деятельностью оперативных подразделений в территориальных органах МВД России относится к компетенции начальников полиции и их заместителей по оперативной работе.

Указанные руководители организуют повседневную работу оперуполномоченных и принимают личное участие в проведении наиболее сложных и ответственных оперативно-розыскных мероприятий. Они также анализируют оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают изучение и внедрение передового опыта оперативно-розыскной работы и контролируют ее.

В определенных пределах отдельные оперативно-розыскные мероприятия (например, опрос граждан) фактически осуществляют и неоперативные подразделения и службы органов внутренних дел.

Это объясняется тем, что борьба с преступностью – общая задача всей системы указанных органов, поэтому в необходимых случаях должны быть задействованы в этих целях все наличные силы: дежурные части, неоперативные подразделения полиции общественной безопасности и др.

Отдельные оперативно-розыскные средства, мероприятия и методы по мере необходимости применяют сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и следователи.

Таким образом, наличие в органах внутренних дел специальных оперативных подразделений не только не исключает, но, наоборот, предполагает активное использование в оперативно-розыскной работе возможностей сотрудников других служб и подразделений.

В литературе, помимо термина «субъекты оперативно-розыскной деятельности», употребляется и другой термин – «силы оперативно-розыскной деятельности». К числу иных оперативно-розыскных субъектов (сил) указанной деятельности (помимо вышеперечисленных) необходимо относить также и граждан, привлекаемых к содействию.

Содержание их деятельности заключается в выявлении и сборе информации о лицах, событиях и фактах, представляющих оперативный интерес, а также в обеспечении своевременного поступления этой информации в соответствующие государственные органы и их подразделения.

Интересно
К участию в оперативно-розыскных мероприятиях в необходимых случаях, временно, на добровольных началах привлекаются представители общественности и отдельные граждане. Непременным условием этого является строгое соблюдение законности. Они могут привлекаться к решению определенных оперативно-розыскных задач как в гласной, так и негласной формах.

В процессе оперативно-розыскной деятельности применяются специальные средства.

К оперативно-розыскным средствам в литературе относят: оперативный учет, оперативную технику, служебных (розыскных) собак.

Оперативные сотрудники применяют специальные средства, мероприятия и формы в сочетании и с учетом их гласного и негласного характера. Применение оперативно-розыскных мероприятий для решения конкретных задач достигается с помощью тактических приемов.

Современное понимание оперативно-розыскной деятельности связано с представлением о ней как о научно организованной и объективно необходимой системе мер по борьбе с преступностью.

Это означает, что все они взаимосвязаны и взаимообусловлены; их применение вызвано конкретной обстановкой, составом преступления (преступлений) и способами действий проверяемого лица (лиц); используемые в комплексе с оперативно-розыскными силами, средствами, мероприятиями. В процессе борьбы с преступностью необходимо учитывать прошлый и современный опыт применения оперативно-розыскных мер, а также научные рекомендации по их использованию.

Последнее положение имеет особое значение, так как именно научные исследования, творческое использование достижений различных отраслей научного знания позволили выявить основные закономерности и тенденции развития оперативно-розыскной деятельности и на этой основе определить ее содержание и структуру.

Рассматриваемый признак имеет важное значение для понимания сущности, содержания оперативно-розыскной деятельности и ее организации. Это также связано с необходимостью понимания сложности и специализации оперативно-розыскной деятельности, в сфере которой трудится большой коллектив людей.

Отдельные члены и группы его в силу разделения труда решают различные задачи. Поэтому согласованная работа сотрудников различных служб и подразделений, наделенных оперативно-розыскными функциями, осуществляется в рамках научной организации. Она связана с информационным и аналитическим обеспечением, планированием, расстановкой оперативно-розыскных сил, организацией взаимодействия, контролем, обучением оперсостава, выявлением, изучением, обобщением и распространением передового опыта и т. д.

Субъектами организации оперативно-розыскной деятельности, прежде всего, являются руководители соответствующих государственных органов и оперативных подразделений.

Содержание такой организации и конкретные полномочия субъектов зависят от уровня соответствующих государственных органов, например, в органах внутренних дел – это МВД России и его территориальные органы, к которым относятся:

  • на окружном уровне – Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – СКФО), управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
  • на межрегиональном уровне – оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • на региональном уровне – МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;
  • на районном уровне – управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в т. ч. по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

Важнейшим признаком оперативно-розыскной деятельности в настоящее время является ее правовая регламентация.

Из положений Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), ряда федеральных законов, нормативных правовых актов высших законодательных и исполнительных органов по вопросам охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями, а также основанных на них ведомственных нормативных правовых актов определяется государственная необходимость использования в борьбе с преступностью оперативно-розыскных сил, средств, мероприятий, методов и форм, оснований, условий, порядка и пределов их применения.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность применяется на основании широкого круга правовых источников, содержащих сложную совокупность норм права. Это не сумма разрозненных норм, а согласованная система связанных между собой элементов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность в настоящее время не имеет должной правовой основы, например, для осуществления уголовно-процессуальной и административно-правовой деятельности. Поэтому для понимания ее сущности важное значение имеет вопрос о принципах.

В ст. 3 ФЗ об ОРД законодательно закреплены четыре принципа: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Однако перечень законодательно закрепленных принципов должен быть значительно расширен. В их число важно включить и такие принципы, как: прогнозирование и планирование, подконтрольность и поднадзорность, сочетание централизованного руководства и инициативы местных органов, повседневная связь с населением, разделение полномочий и компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности, оперативная готовность и наступательность, адекватность применения оперативно-розыскных мер решаемым задачам и др.

Социальная обусловленность и полезность оперативно-розыскной деятельности отражены в целях ее осуществления

В ст. 1 ФЗ об ОРД они указаны как объекты ее защиты. Среди них на первое место законодатель поставил защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Данная цель сформулирована в соответствии со ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни и здоровья человека и гражданина от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскной деятельности связаны с реализацией конституционного положения о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1. ст. 20 Конституции РФ).

Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность в необходимых случаях выступает своего рода гарантом защиты закрепленных в ст. 17–64 Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет меры по охране собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Оперативно-розыскная деятельность направлена также на защиту безопасности общества и государства от преступных посягательств. Основные положения, определяющие содержание указанной цели, сформулированы в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (далее – ФЗ «О безопасности»).

К основным объектам безопасности общества законодатель относит его материальные и духовные ценности, а государства – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

Под преступными посягательствами следует понимать совершение преступлений

Законодательное определение общественно-опасного деяния как преступления дано в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Анализ основных признаков оперативно-розыскной деятельности, характеризующих ее сущность, позволяет сделать вывод о том, что в борьбе с преступностью ей принадлежит особая роль. Она определяется главным образом необходимостью выполнять государственную обязанность – преимущественно вести борьбу с преступлениями, подготавливаемыми или совершенными тайно, замаскировано, с применением различных ухищрений. Особенно велико значение оперативно-розыскной работы в борьбе с латентной (скрытой) преступностью.

Интересно
Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность направлена на решение ряда важных для государства, общества и граждан социальных задач, не связанных с борьбой с преступностью. К ним, в частности, относятся: розыск лиц, без вести пропавших без криминальных обстоятельств, идентификация личности граждан, в т. ч. больных и малолетних детей, неопознанных трупов и т. д.

В отличие от других видов правоохранительной деятельности, направленных на решение преимущественно одного вида задач (предупреждение и разбирательство административных правонарушений; раскрытие совершенных преступлений путем производства расследования; исправление осужденных), оперативно-розыскная деятельность призвана решать более широкий круг специализированных задач и поэтому является многоцелевой.

Так, органы внутренних дел, используя оперативно-розыскные силы, средства и мероприятия, осуществляют предупреждение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, уклоняющихся от отбывания наказания, без вести пропавших граждан, участвуют в добывании информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, установлении имущества, подлежащего конфискации, оказывают содействие исправлению осужденных.

Будучи тесно связана с другими направлениями работы, оперативно-розыскная деятельность способствует успешному решению всех общих задач, поставленных перед органами внутренних дел. Но в полном объеме она осуществляется только в борьбе с преступностью, так как именно здесь проявляются ее специализированная целенаправленность и эффективность.

Оперативно-розыскную деятельность нужно отличать от уголовно-процессуальной, частной детективной и охранной деятельности как частично совпадающих по ряду параметров. Так, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность имеют ряд единых целей и задач, например, предупреждение преступлений, их быстрое и полное раскрытие, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден и т. д.

Однако между ними имеются существенные отличия, например, по субъектам их осуществления, нормативной правовой регламентации (порядок применения оперативно розыскной деятельности регламентируется в основном в ведомственных нормативных правовых актах). Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности применяются негласные силы, средства, мероприятия, методы и формы, а в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо.

Оперативно-розыскная деятельность, частная детективная (сыскная) и охранная деятельность также имеют существенные различия. Последняя регламентируется Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Она определяется «как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел на осуществление сыскных и охранных действий в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов» (ст. 1).

Основные отличия между ними заключаются в следующем: оперативно-розыскная деятельность применяется исключительно государственными органами, а детективная и охранная негосударственными структурами и частными лицами.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)