Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют: Конституция РФ, ФЗ об ОРД и другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 4 ФЗ об ОРД).

Профессором кафедры организации оперативно-разыскной деятельности Академии управления МВД России В. М. Атмажитовым, с учетом имеющихся научных определений, было сформулировано понятие правовой основы оперативно-розыскной деятельности, под которой он понимал систему правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных правовых актах, создающих правовые предпосылки (условия) для осуществления специальных организационных мер и оперативно-розыскных действий либо непосредственно регламентирующих применение таких мер и действий.

В систему правовых норм, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, включены правила и предписания, установленные нормативными правовыми актами, различающиеся по юридической значимости, которые делятся на:

  • законы и иные нормативные правовые акты высших законодательных органов;
  • подзаконные нормативные правовые акты высших исполнительных органов;
  • ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты;
  • международные нормативные правовые акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность и сотрудничество правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, в борьбе с преступлениями.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: Конституция РФ, законы Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Особыми видами нормативных правовых актов являются Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о передаче полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации принимаются исключительно в форме указов

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты в виде постановлений, правил, приказов, инструкций и в иных формах, предусмотренных положениями о соответствующем органе федеральной исполнительной власти.

Нормативные правовые акты могут быть приняты совместно несколькими органами федеральной исполнительной власти или одним из них по согласованию с другим.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, которое, в свою очередь, осуществляет контроль за тем, чтобы данными актами не были нарушены или ущемлены права граждан, закрепленные в конституционных и иных законах Российской Федерации. Не прошедший такой регистрации нормативный правовой акт не может применяться.

Законодательной основой правовой регламентации всех направлений деятельности органов внутренних дел и других субъектов оперативно-розыскной деятельности является Конституция РФ.

Следует отметить, что Конституция РФ, являясь базой для всего федерального законодательства, выходит за рамки любой отрасли законодательства: ее нормы имеют прямое действие. Хотя она непосредственно не регламентирует оперативно-розыскную деятельность, но содержит общие положения, имеющие для нее принципиальное, основополагающее значение.

Это связано со следующими обстоятельствами:

  • во-первых, на основе Конституции РФ формулируются принципы оперативно-розыскной деятельности, в частности, и те, которые перечислены в ст. 3 комментируемого закона: законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина и др.
  • во-вторых, Конституция РФ содержит основные предписания по вопросам безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка. В ст. 45 Конституции РФ указывается, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Органы внутренних дел и другие субъекты оперативно-розыскной деятельности призваны обеспечивать выполнение этих предписаний во всех направлениях своей деятельности, включая осуществление оперативно-розыскных мер. В Конституции РФ (гл. 2, ст. 17–64) перечислены основные права и свободы человека и гражданина, составляющие основу правового статуса личности в России. Вместе с тем подчеркивается их неотделимость от исполнения определенных обязанностей. В частности, в п. 3 ст. 17 указывается, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены на основании судебного решения (ст. 23, 25) или федеральным законом (ст. 25, ч. 3 ст. 55). Такое ограничение допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).
  • в-третьих, Конституция РФ как Основной закон государства создает предпосылки к принятию законов, охватывающих весь комплекс мер по борьбе с преступностью. Среди них оперативно-розыскные меры занимают особое место. Они призваны содействовать пресечению попыток со стороны отдельных лиц пренебречь гражданскими обязанностями, а тем более использовать предоставленные права и свободы в ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
  • в-четвертых, в Конституции РФ содержатся важные положения, побуждающие граждан к активному участию в укреплении правопорядка. Согласно ст. 45 Конституции РФ «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В связи с этим государство предоставляет широкие возможности для разносторонней социальной активности граждан в борьбе с правонарушениями как в составе различных общественных организаций, так и в индивидуальном порядке. Эти нормы создают определенные предпосылки для организации содействия граждан с органами внутренних дел и другими субъектами оперативно-розыскной деятельности с учетом их компетенции в борьбе с преступностью.
  • в-пятых, Конституция РФ определяет полномочия Правительства Российской Федерации – осуществление мер по обеспечению безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114). Непосредственно эти меры применяют соответствующие министерства и ведомства, в частности – МВД России, на основе их компетенции и властных полномочий.

МВД России и другие субъекты оперативно-розыскной деятельности издают соответствующие Конституции нормативные правовые акты, специально регламентирующие оперативно-розыскную деятельность.

К законодательной основе оперативно-розыскной деятельности правомерно отнести и ФЗ «О безопасности».

Закон определяет понятие безопасности и ее объекты. Уяснение содержания основных положений данного понятия имеет важное значение для понимания мер и роли оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. В современных условиях, когда официально признается, что преступность угрожает безопасности государства, констатация данного факта приобретает особый смысл.

ФЗ «О безопасности» устанавливает круг субъектов обеспечения безопасности. Ее основным субъектом является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы внутренних дел относятся к исполнительной власти.

Субъектами безопасности являются также граждане, общественные и иные организации и объединения. Они обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту субъектам, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом

В ч. 3 ст. 12 ФЗ «О безопасности» изложено важное положение, согласно которому органы федеральной службы безопасности и МВД России, а также иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

К основополагающим законодательным актам, создающим правовые предпосылки для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, относится Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем:

  • во-первых, раскрывается понятие преступления (ст. 14);
  • во-вторых, перечисляются общественно опасные деяния (конкретные составы преступлений), поиск признаков которых составляет содержание ряда основных и частных задач оперативно-розыскной деятельности;
  • в-третьих, содержится ряд норм, с учетом которых осуществляются многие оперативно-розыскные мероприятия (например, положения: ст. 29 «Оконченное и неоконченное преступления», ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление», ст. 31 «Добровольный отказ от преступления»; гл. 7 «Соучастие в преступлении; ст. 37 «Необходимая оборона», ст. 39 «Крайняя необходимость»; ст. 41 «Обоснованный риск» и др.).

В действующем УК РФ имеется норма, предусматривающая уголовную ответственность за фальсификацию оперативно-розыскной деятельности (ч. 4 ст. 303).

Указанные законодательные акты содержат основополагающие нормы, имеющие фундаментальное значение для осуществления оперативно-розыскной деятельности.

К правовой основе оперативно-розыскной деятельности относится ряд законов, включающих правовые нормы, содержащие предписания о необходимости применения оперативно-розыскных мер, или регулирующих отдельные общие вопросы оперативно-розыскной деятельности.

К числу первых относится ряд норм уголовно-процессуального законодательства. Так, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) возлагает на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

УПК РФ обязывает органы дознания принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступлений.

Действующий уголовно-процессуальный закон определяет задачи, решение которых невозможно без оперативно-розыскных мер, субъектов, правомочных применять такие меры.

Ключевое значение для организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и их подразделений имеют конкретные нормы уголовно-процессуального законодательства, которые являются основой для организации и осуществления оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности проверяемых лиц, обосновано подозреваемых в подготовке или совершении преступлений (ст. 21, 38, 40, 41, 73–84, 85–89, 140–145, 146–149, 150, 151, 157, 163, 209, 210 и др.).

Интересно
Строгий учет требований уголовно-процессуальных норм при выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений, особенно на этапах документирования преступной деятельности проверяемых и разрабатываемых лиц и реализации оперативно-розыскных данных, во многом определяет следственную и судебную перспективу материалов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

К числу вторых относятся следующие законы:

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с ч. 2 ст. 1 этого закона прокуратура осуществляет «надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». В гл. 3 указанного закона определен предмет надзора (ст. 29) и полномочия прокурора (ст. 30) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и следствие.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне». Данный закон определяет сведения в области оперативно-розыскной деятельности, которые в установленном порядке могут быть отнесены к государственной тайне (п. 4 ст. 5):

  • о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о ее финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  • о методах и средствах защиты секретной информации.

Федеральный закон «О связи». В ст. 14 данного закона определяются вопросы взаимодействия предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны, в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В ст. 32 нормативно закреплены предписания, касающиеся соблюдения тайны связи, в частности: «Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения».

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ст. 10.1 содержатся предписания об обязанностях организатора распространения информации в сети «Интернет».

Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В системе мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких особая роль отводится оперативно-розыскным мерам.

Предписания о необходимости их применения содержатся в следующих статьях: ст. 1 «Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и иных лиц»; ст. 2 «Лица, подлежащие государственной защите»; ст. 3 «Виды государственной защиты»; ст. 5 «Виды мер безопасности»; ст. 9 «Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе»; ст. 11 «Замена документов, изменение внешности»; ст. 12 «Органы, обеспечивающие безопасность»; ст. 13 «Повод и основание для применения мер безопасности»; ст. 14 «Решение о применении мер безопасности» и др.

В соответствии со ст. 12 данного закона применение и осуществление мер безопасности возлагается:

  • в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации, должностных лиц контролирующих органов, указанных в части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, а также их близких – на органы внутренних дел;
  • в отношении сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, таможенных органов, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральных государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, военнослужащих, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их близких – на указанные органы соответственно.

В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах и органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Федеральный закон «О почтовой связи». В ст. 22 данного закона содержатся положения, определяющие тайну связи, которыми обязаны руководствоваться субъекты оперативно-розыскной деятельности.

В частности, в ней указывается, что задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документов корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и ознакомление с сообщениями электросвязи, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. В ст. 84 данного кодекса нормативно регламентированы важнейшие положения, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях (задачи, субъекты и т. д.).

«Ядро» законодательной основы оперативно-розыскной деятельности составляют нормы ФЗ об ОРД. В нем впервые систематизирован ряд основополагающих положений ранее содержащихся в многочисленных ведомственных нормативных правовых актах.

Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Он является в настоящее время основным правовым актом прямого действия. В предмет его регулирования входят наиболее важные общие вопросы оперативнорозыскной деятельности. Другие нормативные правовые акты лишь дополняют и развивают его отдельные предложения.

В отдельных статьях комментируемого Федерального закона содержатся бланкетные (отсылочные) нормы. К ним, в частности, относятся предписания: ст. 4, указывающие на то, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется на уровне федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и ведомственных подзаконных актов; ст. 6 – ряд оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан, проводятся в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также в ряде других статей (ч. 7, 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10).

К правовой основе оперативно-розыскной деятельности относится группа законов, определяющих нормативно-правовой статус и компетенцию государственных органов, – субъектов ее осуществления:

  1. Федеральный закон «О полиции»1. В ст. 2 указанного закона отражен перечень задач полиции, выполнение которых связано с применением оперативно-розыскных мер. В ст. 4 изложены предписания, определяющие организацию полиции, в ст. 5–11 – принципы деятельности полиции. В ст. 12, 13 содержатся основные положения, определяющие обязанности и права полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности.
  2. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В соответствии со ст. 2 одной из задач уголовно исполнительной системы является содействие органам, осуществляющим оперативно розыскную деятельность. В ст. 13, 14 определяются обязанности и права учреждений, исполняющих наказания, по оказанию содействия органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
  3. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». В ст. 10 «Борьба с преступностью» на органы федеральной службы безопасности возлагается обязанность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. В ст. 12, 13 закреплены обязанности и права органов федеральной службы безопасности по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
  4. Федеральный закон «О государственной охране». Сущностное значение для оперативных подразделений федеральных органов государственной охраны имеют предписания следующих статей: ст. 1, в которой дается понятие «государственной охраны» как функции федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемой на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер; ст. 3 – предусматривает принцип «сочетания гласных и негласных методов деятельности»; ст. 13 – определяет основные задачи федеральных органов государственной охраны; ст. 14, 15 – регламентирует обязанности и права таких органов в сфере оперативно-розыскной деятельности.
  5. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации». К числу полномочий пограничных войск отнесено и осуществление оперативно-розыскной деятельности (ч. 4. ст. 30).
  6. Федеральный закон «О внешней разведке». Для осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделениями органов внешней разведки важное значение имеют положения статей 1, 2, 3, 5, 6 указанного закона.

Отдельные вопросы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, отражены в указах Президента Российской Федерации.

К данной группе относятся указы Президента Российской Федерации: «Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» (2016 г.), «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2015 г.), «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (1996 г.), «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с право-нарушениями в сфере экономики» (1998 г.), «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики» (2000 г.), «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (2001 г.).

К нормативным правовым актам, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, относятся постановления Правительства Российской Федерации, а именно:

  • от 10 марта 2000 г. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»;
  • от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» и др.

Среди актов данной группы важное место занимают:

  • приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»;
  • Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (утверждена приказом МВД, МО, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/ 703/ 509/ 507/ 1820/ 42/ 535/ 398/ 68) и др.

К подзаконному уровню регулирования оперативно-розыскной деятельности относятся нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регулирующие прокурорский надзор, в частности, приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

Самостоятельное значение для правового регулирования оперативно-розыскной деятельности имеют постановления Верховного суда Российской Федерации и судебная практика.

Особое значение для всей системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, имеют решения Конституционного суда Российской Федерации. В них фактически сформулированы правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, подтверждающие конституционность всех основных положений ФЗ об ОРД, а значит и самой оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в рамках правового поля.

Кроме того, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные правовые акты международного характера: международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные Российской Федерацией. К таким документам относятся, например, Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).

При этом используются договорно-правовая или конвенционная форма сотрудничества, основанная на заключении и реализации договоров, регулирующих отношения в данной сфере, а также институционная форма, при которой сотрудничество осуществляется в рамках международных организаций всеобщего и регионального характера, в частности, таких как: ООН, Интерпол, Совет Европы, Европол, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ и ряд других.

Среди основополагающих международно-правовых документов можно назвать Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и коррупции (2003 г.), Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003 г.), Модельный закон СНГ об оперативно-розыскной деятельности (2007 г.), Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ (1997 г.), соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в пресечении правонарушений в области интеллектуальной собственности и борьбе с преступностью (1998 г.), Соглашение Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности (1998 г.) и др.

В настоящее время имеется необходимость дальнейшего совершенствования нормативной регламентации процедур, прописанных в договорах о взаимной помощи между Россией и другими государствами, а также учета особенностей их национального законодательства, регулирующего различные уголовно-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности, в частности, формулирования уголовно-правовых запретов относительно налоговых преступлений, отсутствия понятия последних в уголовном законодательстве, различия в субъектах борьбы с ними и т. д.

Данные документы отнесены к источникам правового регулирования оперативно-розыскной деятельности с учетом положений ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой признанные Российской Федерацией договоры являются составной частью ее правовой системы.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)