Сущность организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению преступлений

Выявление преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ об ОРД).

В научной литературе выявление преступлений рассматривается и как составная часть деятельности по их раскрытию.

В связи с этим важно уяснить понимание содержания терминов «выявление преступлений», а также «выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших».

Под выявлением, в частности, первичных оперативно-розыскных данных понимается комплекс целенаправленных мероприятий, осуществляемых субъектами оперативно-розыскной деятельности для обнаружения, проверки и накопления сведений, содержащих новые (ранее не известные) специальные знания, имеющие значение при решении задач борьбы с преступностью.

Таким образом, очевидно термин «выявление» употребляется законодателем как синоним термину «обнаружение», а «установление» связывается с проверкой обнаруженных сведений.

Анализ сущностных положений понятий, характеризующих выявление преступлений, позволяет сформулировать специализированные частные задачи оперативно-розыскной работы в этой важнейшей области деятельности органов внутренних дел и других ее субъектов:

  • выявление каждого замаскированного преступления;
  • лиц, совершивших преступления, борьба с которыми отнесена к компетенции оперативных подразделений;
  • обстоятельств, подлежащих доказыванию и способствующих успешному расследованию и изобличению виновных;
  • использование оперативно-розыскных возможностей для создания условий, обеспечивающих применение к таким лицам уголовного наказания либо других предусмотренных законом мер.

В свою очередь, решение каждой из названных специализированных задач требует решения оперативно-розыскным путем ряда более конкретных задач.

Одной из таких наиболее приоритетных задач является выявление латентных (скрытых) преступлений. К ним относятся те преступления, которые остались не выявленными или неизвестными правоохранительным органам.

Наличие латентной преступности нарушает принцип неотвратимости наказания за правонарушения, создает условия для безнаказанности части преступников, что нередко приводит к повышению их криминальной активности, искажает объективную оценку фактического состояния оперативной обстановки, мешает правильному планированию и расстановке всех наличных сил и средств.

Применение соответствующих мер по выявлению латентных преступлений повышает оперативную осведомленность оперативных подразделений, позволяет совершенствовать их работу, а также организовать регулярный обмен оперативно-розыскной информацией и обеспечить ее реализацию.

Важнейшей специализированной частной задачей оперативно-розыскной деятельности является выявление лиц, совершивших неочевидные преступления. К числу неочевидных преступлений относятся такие, по которым в момент возбуждения уголовного дела неизвестны лица, их совершившие.

К другим частным задачам оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений относятся:

  • своевременное выявление ранее неизвестных данных, касающихся различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес;
  • фактов их противоправного поведения;
  • сведений, которые могут стать доказательствами виновности в преступной деятельности таких лиц, а также причин и условий, способствующих совершению ими преступлений.

Результативное выявление органами внутренних дел преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, возможно только при должной организации оперативно-розыскной деятельности.

Субъектами организации указанной деятельности являются руководители органов внутренних дел и их оперативных подразделений. В процессе ее осуществления им необходимо применять комплекс специальных организационных мер. Для этого должна быть конкретно определена и нормативно закреплена их компетенция по применению соответствующих организационных мер при решении задач оперативного поиска.

Одна из них связана с определением задач и приоритетных направлений оперативного поиска в целом на обслуживаемой органом внутренних дел территории, а также по определенным линиям оперативно-розыскной работы (выявление преступлений в соответствии с компетенцией подразделений уголовного розыска, ЭБиПК, наркоконтроля, противодействия экстремизму и т. д.).

Другая мера касается решения вопросов организационно-структурного обеспечения оперативного поиска. Его основными субъектами являются сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел. Их компетенция при этом также должна предметно определяться и закрепляться в должностных инструкциях.

К оперативному поиску должны привлекаться сотрудники других подразделений органов внутренних дел (следствия, участковые уполномоченные и другие сотрудники подразделений ООП, в особенности патрульно-постовой службы и т. д.).

Активную помощь в этой работе могут оказать внештатные сотрудники полиции и граждане, содействующие органам внутренних дел на гласной и конфиденциальной основе. Для поиска необходимых сведений должны использоваться оперативно-розыскные и криминалистические учеты, оперативно-технические и криминалистические средства, информационно-поисковые системы, применяться необходимые оперативно-розыскные мероприятия и методы.

Интересно
В процессе организации оперативного поиска должны умело осуществляться другие специальные меры (функции): его нормативное, информационно-аналитическое и финансовое обеспечение, планирование, организация взаимодействия, определение системы оценки применяемых мер, осуществление контроля за их применением, оказание практической помощи по осуществлению поисковых мер.

Указанные меры носят организационно-управленческий характер, если они применяются для решения всех задач оперативного поиска на обслуживаемой органом внутренних дел территории и организационно-тактический характер в случае их применения для решения отдельных его задач.

Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по осуществлению оперативного поиска будет успешной если на основе целевого анализа оперативной обстановки правильно определяются цели и объекты поиска информации, его направления и формы, необходимые силы и средства, способы проверки полученной информации.

Общей целью для всех оперативных подразделений органов внутренних дел в поисковой работе является выявление причин преступлений и устранение обстоятельств, способствующих их совершению.

Цели поиска могут быть достигнуты при условии планирования оперативно-поисковой работы, правильного выбора объекта и мест поиска, его направлений, привлечения к этой работе надлежащих сил, средств и использования при этом различных мероприятий и методов оперативно-розыскной деятельности, осуществления должного контроля за ней.

Правильное определение объектов поиска возможно на основе целевого анализа осуществляемой органами внутренних дел оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений.

В ряде нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, связанную с выявлением первичных данных, перечисляются лица, представляющие оперативный интерес для оперативных подразделений. В их число входят лица, намеревающиеся совершить преступление, формирующие в этих целях преступные группы, определяющие объекты преступного посягательства, подбирающие оружие и орудия для совершения преступлений, а также лица, их совершившие.

Перечень всех лиц, представляющих оперативный интерес, в отношении которых оперативные аппараты должны вести повседневную работу по их выявлению можно сгруппировать на следующие категории (группы):

    • во-первых, имеющие непосредственное отношение к совершенным преступлениям. В эту категорию входят организаторы преступных групп, непосредственные участники совершенных преступлений, наводчики, укрыватели преступников и похищенного, сбытчики похищенного имущества, иные пособники (обеспечивающие преступников транспортом, орудиями преступлений и т. п.);
    • во-вторых, лица, намеревающиеся совершить преступления. К их числу относятся лица, замышляющие совершение преступления, а также совершающие подготовительные к этому действия, которые могут выражаться в формировании преступных групп, приобретении средств связи, изготовлении документов, орудий преступления, в подготовке объектов преступного посягательства и условий, обеспечивающих осуществление преступного замысла. К этой группе следует отнести и лиц, покушающихся на преступление. Покушение, как известно, представляет собой по существу уже начавшееся преступление, которое не доведено до конца в силу пресечения дальнейших действий преступников по не зависящим от них причинам (п. 3 ст. 30 УК РФ);
    • в-третьих, лица, от которых можно ожидать совершения преступлений.

Кроме того, практика показывает, что для органов внутренних дел представляют оперативный интерес лица с психическими отклонениями, систематически злоупотребляющие спиртными напитками, использующие служебное положение в личных целях, так как отклоняющееся от нормы поведение может перерасти в преступление.

Для органов внутренних дел оперативный интерес представляют также родственные и иные связи разыскиваемых преступников, а также лица, располагающие сведениями о фактах, относящихся к событию преступления.

К иным сведениям, которые представляют оперативный интерес и являются объектами поиска, относятся прежде всего события преступлений

Это обусловлено наличием: во первых, латентной преступности; во-вторых, замаскированных преступлений; в-третьих, случаями умышленного сокрытия преступлений от учета должностными лицами органов внутренних дел.

Существование латентной преступности объясняется, как известно, тем, что в ряде случаев лица, ставшие жертвами разбойных нападений, грабежей, мошенничества, карманных (квартирных) краж, изнасилований и насильственных действий сексуального характера, по различным мотивам не обращаются в органы внутренних дел с заявлениями о совершенных в отношении них преступлений.

Помимо самих событий преступлений, к объектам поиска, представляющим оперативный интерес для органов внутренних дел, относятся обстоятельства, способствующие их совершению. Подобные обстоятельства чрезвычайно разнообразны. В первую очередь это причины и условия, способствующие возникновению и реализации преступного умысла, например, воздействие преступных элементов на неустойчивых лиц, отсутствие должной сохранности имущества и т. п.

Занимаясь выявлением причин преступлений и условий, способствующих их совершению, сотрудники оперативных подразделений не должны забывать о недостатках в организации трудового и бытового устройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, трудовых мигрантов, недочетах в организации быта и досуга молодых людей, особенно проживающих в общежитиях, разлагающем влиянии рецидивистов, фактах злоупотребления отдельных лиц спиртным и употребления наркотиков.

Своевременное выявление негативных обстоятельств дает возможность принять по ним необходимые меры для нейтрализации факторов, способствующих совершению преступлений.

К объектам поиска первичных оперативно-розыскных данных следует отнести также похищенное имущество, орудия преступлений, оружие, нажитые в результате преступной деятельности ценности. В дальнейшем это помогает установлению самого события преступления, а в определенных случаях и лица, его совершившего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)