Организационно-управленческие меры

Основными организационно-управленческими мерами (функциями), применяемыми субъектами организации оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступлениями, являются:

  • нормотворческая;
  • определение целей, задач, приоритетных направлений деятельности;
  • организационно-структурное, информационное и аналитическое обеспечение;
  • прогнозирования;
  • планирования;
  • организация взаимодействия;
  • оценка работы;
  • контроль и оказание практической помощи;
  • финансовое, кадровое, научное обеспечение и оперативная.

Для более полного понимания значимости указанных функций важно хотя бы кратко рассмотреть отдельные из них с учетом специфики их применения соответствующими руководителями органов внутренних дел, их оперативными подразделениями.

Нормотворческая функция активно используется указанными субъектами организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Интересно
Оперативные подразделения системы МВД России принимают непосредственное участие в совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей сферу деятельности органов внутренних дел. В последние годы они внесли определенный вклад в формирование законодательной основы для участия граждан, общественных объединений правоохранительной направленности, казачества в охране общественного порядка.

С их участием были приняты меры по реализации новых для полиции контрольно надзорных полномочий в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, а также разработаны законы, предусматривающие введение уголовной ответственности за финансирование экстремизма и экстремистские призывы в сети Интернет, возможность досудебной блокировки Интернет-сайтов, распространяющих экстремистский контент, запрет на анонимные денежные переводы, в т. ч. с использованием Интернет-ресурсов.

Разработаны проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование уголовно-процессуального законодательства, освобождение полиции от несвойственных функций, в частности, касающихся розыска отдельных категорий граждан.

Осуществлены нормотворческие мероприятия по усилению ответственности поднадзорных лиц за нарушения установленных для них судом административных ограничений, а также по расширению категорий граждан, в отношении которых административный надзор обязателен.

На нормативно-правовой основе урегулированы вопросы межведомственного взаимодействия при формировании централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, создаваемых на базе органов внутренних дел.

Укреплены правовые основы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Организуя оперативно-розыскную деятельность, руководители органов внутренних дел должны определять цели, задачи и приоритетные направления данной деятельности по борьбе с преступностью на ближайшую и отдаленную перспективу. Они формулируются на основе анализа и оценки оперативной обстановки в масштабе страны, федерального округа, на межрегиональном, региональном и районном уровнях; всестороннего учета изменений и перспектив развития законодательства, регулирующего экономическую и правоохранительную деятельность, а также результатов прогнозирования оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений.

Они закрепляются в директивах Министра внутренних дел Российской Федерации, решениях коллегии, приказах и указаниях МВД России, территориальных органов МВД России на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях (например, по итогам работы за год), выступлениях руководителей МВД России и территориальных органов МВД России.

В качестве таковых в последние годы были названы следующие:

  • снижение уровня криминализации и коррупционной напряженности в ключевых отраслях экономики;
  • нацеленность на активную борьбу с противоправным переделом собственности, криминальными банкротствами стратегических предприятий и организаций, хищениями и нецелевым использованием бюджетных ассигнований, включая средства на развитие оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли, авиастроения, модернизации транспортной системы;
  • повышение результативности работы по защите финансов, предназначенных для ЖКХ, а также находящихся на счетах товариществ собственников жилья и управляющих компаний;
  • повышение эффективности противодействия незаконному обналичиванию денежных средств, противоправному вывозу их за границу;
  • совершенствование межведомственного взаимодействия по противодействию экстремизму и терроризму, по перекрытию каналов их финансирования, в т. ч. в местах лишения свободы;
  • осуществление целенаправленных мер по защите финансовых средств, выделяемых на инновационное развитие экономики и крупнейшие инвестиционные проекты, прежде всего на модернизацию и поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, выполнение государственного и оборонного заказа, научно-исследовательские и опытно-конструкторские заказы;
  • активизация борьбы с банковскими мошенничествами, хищениями денежных средств кредитных организаций, криминальными банкротствами банков, финансовыми спекуляциями на валютном рынке и противоправным вывозом капитала за границу;
  • повышение эффективности принимаемых мер, направленных на подрыв экономических основ и нейтрализацию организованных групп и преступных сообществ, в т. ч. сформированных по этническому принципу;
  • совершенствование информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений системы МВД России.

Основные усилия руководителей и сотрудников оперативных подразделений должны быть сосредоточены на активизации борьбы с наиболее значимыми преступлениями, относящимися к категории тяжких и особо тяжких, совершаемыми в крупном и особо крупном размере, в т. ч. высокопоставленными чиновниками, а также на осуществлении мероприятий по совершенствованию организационно-управленческой работы, повышению эффективности проведения оперативно-профилактических операций.

Организационно-структурное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел направлено на то, чтобы она осуществлялась должным образом как в организационном, так и в тактическом плане.

В органах внутренних дел на районном уровне имеются подразделения уголовного розыска (далее – УР), ЭБиПК, по контролю за оборотом наркотиков (далее – ПНК), БППГ ОВДТ (отделы – в управлениях МВД России в крупных городах, отделения – в большинстве других органов внутренних дел данного уровня, группы сотрудников или отдельные сотрудники – в небольших сельских органах внутренних дел).

Из-за ограниченной штатной численности вышеуказанных подразделений в территориальных органах внутренних дел на районном уровне могут создаваться временные структурные подразделения целевого назначения, в частности, в регионах со сложной оперативной обстановкой.

Заслуживает внимания практика создания временных структурных подразделений ЭБиПК (отделений, групп сотрудников) для сопровождения приоритетных национальных проектов, региональных и муниципальных программ и планов, а также оперативных групп для проведения бригадным методом оперативной проверки (разработки) лиц, преступная деятельность которых носит межрегиональный характер.

Кроме того, представляет интерес положительный опыт работы временных структурных подразделений, в частности, оперативных, следственно-оперативных групп (бригад), включая межведомственные, создаваемых в процессе проведения крупномасштабных оперативно-профилактических мероприятий (специальных операций) по декриминализации крупных объектов экономики и даже отдельных территорий.

Анализ опыта организационно-структурного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с преступлениями показывает, что на региональном уровне функционируют следующие оперативные подразделения:

  • управление (отдел) уголовного розыска;
  • управление (отдел) наркоконтроля;
  • управление (отдел) экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • оперативно-розыскная часть (группа) собственной безопасности;
  • оперативно-поисковое бюро;
  • бюро специальных технических мероприятий;
  • центр (группа) по противодействию экстремизму;
  • оперативно-розыскная часть (группа) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • отдел (отделение, группа) НЦБ Интерпола.

В МВД России имеются главки, управления, бюро и другие подразделения, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность: ГУУР, ГУНК, ГУЭБиПК, ГУПЭ, ГУСБ, УОГЗ, ОПБ, БСТМ, НЦБ Интерпола, оперативные подразделения ГУТ.

Информационно-аналитическое обеспечение играет важную роль в решении задач осмысления происходящих в государстве, обществе, экономике криминальных и криминогенных процессов, оперативно-розыскного и криминологического прогнозирования тенденций основных направлений и механизма осуществляемой противоправной деятельности с целью выявления предупреждения, раскрытия и расследования конкретных преступлений в различных сферах. Оно представляет собой органическое единство информационной и аналитической работы, осуществляется во исполнение требований российского законодательства и в строгом соответствии с ним.

Информационное обеспечение предназначено для удовлетворения информационных потребностей сотрудников и руководителей органов внутренних дел, в частности, районного уровня, их оперативных подразделений в представлении им оперативно-розыскной и иной информации для выполнения возложенных на них задач и функций.

Задачи информационного обеспечения:

  • создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов информационных отношений (должностных лиц, органов государственной власти, граждан);
  • формирование и использование информационных ресурсов на основе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной и иной информации;
  • создание и использование современных информационных технологий и средств их обеспечения;
  • защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Значение информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности наглядно демонстрирует действующий ныне механизм принятия решения с участием аналитика, причем аналитический блок в нем представляет человеко-машинный комплекс, способствующий максимальной интенсификации информационных процессов в принятии решения по реализации оперативно-розыскной информации.

Систему информационного обеспечения территориальных органов внутренних дел составляют: источники, каналы, потоки, уровни сосредоточения и обработки информации, совокупность любых ее видов, а также комплекс приемов, методов и средств ее сбора, обработки и хранения.

В оперативных подразделениях указанных органов создаются специализированные автоматизированные информационно-поисковые системы (далее – АИПС) применительно к отдельным направлениям деятельности.

В информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности в качестве важнейшего блока (звена) входит подсистема оперативно-розыскной информации

Особенность последней состоит в том, что в ее рамках используются негласные источники, закрытые каналы, «непрозрачные» потоки, автономные уровни сосредоточения и обработки конфиденциальной информации с ограниченным доступом к ней, специальные приемы ее сбора путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен ст. 6 ФЗ об ОРД.

Информационная система оперативно-розыскной информации предназначена для:

  • информационного и оперативно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел;
  • обеспечения информационного взаимодействия по обмену оперативно-розыскной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;
  • анализа оперативной обстановки и прогнозирования ее развития;
  • отождествления личности с использованием специальных программно-технических средств обработки фото-, видеоизображений.

Для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями используется и накапливаемая в федеральных учетах оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая информация, которая образует одноименные учеты.

Они составляют основу информационного обеспечения органов внутренних дел и сосредоточены на трех уровнях:

  1. Федеральный – Главный информационно-аналитический центр МВД России:
    а) оперативно-справочные учеты;
    б) розыскные;
    в) криминалистические учеты.
    На федеральном уровне имеются централизованные экспертно-криминалистические картотеки, включая картотеку поддельных денег и ценных бумаг и картотеку поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом.
  2. Региональный – информационные центры (далее – ИЦ) МВД, ГУ, Управлений МВД России по субъекту Российской Федерации (республике, краю, области):
    а) оперативно-справочные учеты;
    б) розыскные;
    в) криминалистические учеты.
  3. Районный (территориальные органы внутренних дел) – картотеки на:
    а) лиц, представляющих оперативный интерес;
    б) нераскрытые преступления;
    в) похищенные, утраченные, бесхозные, найденные предметы и вещи;
    д) огнестрельное оружие.

Кроме них, важное значение по борьбе с преступлениями имеют специализированные федеральные и региональные автоматизированные банки данных оперативно-розыскного и профилактического назначения, в частности, по линии борьбы с фальшивомонетничеством, с преступлениями в кредитно-финансовой сфере, на потребительском рынке и др.

Будучи неотъемлемой частью информационно-аналитического обеспечения, аналитическая работа (исследовательская, познавательная деятельность) осуществляется в целом специализированными подразделениями органов внутренних дел либо отдельными сотрудниками и руководителями их оперативных и иных подразделений с помощью информационных технологий, системы организационных мероприятий и методических приемов при изучении явлений и процессов, представляющих оперативный интерес для борьбы с преступлениями в сфере экономики.

Необходимость прогнозирования оперативно–розыскной деятельности органов внутренних дел обусловлена рядом факторов:

  • сложностью и масштабностью совершаемых преступлений (нередко преступная деятельность носит региональный, межрегиональный и международный характер), высокой степенью подготовленности действующих организованных преступных формирований;
  • необходимостью использования в противодействии преступлениям современных достижений оперативно-розыскной тактики в прогнозируемых условиях функционирования органов внутренних дел и их оперативных подразделений;
  • потребностью углубленного исследования возникающих ситуаций в процессе оперативно-розыскной деятельности по борьбе с указанными преступлениями и вариантов их дальнейшего развития для принятия оптимальных управленческих и тактических решений.

Следует выделить прежде всего общие направления, учитываемые при исследовании ситуаций, характерных для осуществления прогнозирования совершения рассматриваемых преступлений, а именно:

  • возможное изменение криминальной ситуации под воздействием объективно складывающихся обстоятельств;
  • возможное ухудшение указанной ситуации вследствие активной противоправной деятельности отдельных организованных преступных формирований и отдельных лиц;
  • возможное позитивное изменение криминальной ситуации в результате целенаправленного применения оперативно-розыскных мер, организуемых и осуществляемых руководителями и сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел и т. д.

Все организационно-управленческие и организационно-тактические меры должны осуществляться с учетом прогнозирования возможных изменений оперативной обстановки на территории республики, края, области, города, района, иного муниципального образования.

В ближайшие годы динамика преступлений в России в целом и в отдельных регионах, их количественные и качественные характеристики будут претерпевать изменения, детерминированные состоянием экономики страны.

В результате неблагоприятных тенденций в мировой экономике, роста инфляции можно ожидать, что предпринимаемые государством антикризисные меры, усиление государственного управления в этой сфере и ужесточение контроля над экономической деятельностью в целях пресечения ее криминализации могут дать отток криминальной активности в традиционные сферы совершения преступлений против собственности.

Изучение динамики роста выявленных случаев взяточничества за последние 20 лет позволяет сделать вывод, что можно ожидать увеличения регистрации количества соответствующих преступлений.

Такой прогноз ориентирован на активизацию деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией, прежде всего со взяточничеством и коммерческим подкупом. Он подразумевает усиление организационно-правовых средств и увеличение ресурсов правоохранительных органов в соответствующем направлении их деятельности и своеобразную перестройку идеологии сотрудников.

Прогнозируется сохранение ряда негативных тенденций, которые будут оказывать влияние на уровень криминализации в ключевых отраслях экономики. Данные тенденции повлекут дальнейший рост кредиторской задолженности предприятий в сферах машиностроения, транспорта (в особенности авиакомпаний). Возможно увеличение числа криминальных банкротств, мошенничеств.

Кроме того, предполагается дальнейшая активизация деятельности организованных групп и преступных сообществ, занимающихся незаконным обналичиванием, а также выводом денег за рубеж. При этом способы осуществления противоправной деятельности и регионы криминальной активности будут постоянно меняться.

Интересно
Также в связи с ростом бюджетного финансирования, выделяемого в рамках государственного оборонного заказа и в сфере связи, возможно увеличение фактов хищения денежных средств путем завышения стоимости приобретаемого оборудования, смет на выполненные работы.

При сохранении государственной политики, направленной на деофшоризацию экономики, ожидается дальнейший перевод предприятий машиностроения, металлургии и связи в российскую юрисдикцию, что положительно скажется на объемах налоговых поступлений. В то же время высока вероятность активизации процессов по выводу активов за границу с последующим банкротством организаций.

Продолжатся коррупционные процессы при реализации должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий в сферах распределения бюджетных денежных средств.

Особое место в борьбе с преступлениями принадлежит планированию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Это объясняется тем, что планы относятся к числу наиболее распространенных управленческих решений руководителей органов внутренних дел данного уровня, поскольку именно в плановом порядке осуществляется основная масса регулирующих воздействий на управляющие объекты.

Кроме того, участие в борьбе с преступлениями различных подразделений территориальных органов внутренних дел вызывает необходимость постоянного согласования действий между ними, увязки решений по уровням управления органами внутренних дел, что также находит свое организационное выражение в различного рода планах.

Наконец, специфика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, когда надлежит решать не только обычные задачи, но и незамедлительно реагировать на внезапные изменения оперативной обстановки, обусловливает необходимость разработки значительной группы специальных планов управления силами и средствами оперативно-розыскной деятельности в конкретных криминальных ситуациях.

В то же время практика свидетельствует, что постоянно возникающие проблемы в немалой степени способствовали увеличению в территориальных органах внутренних дел числа всевозможных планов, разработка которых не вызывалась действительной необходимостью, а стала лишь «защитной» реакцией данного звена управления на рост преступности, включая ее организованные формы, произошедшие в ходе проведения экономических и социальных реформ.

Основной целью любых государственных программ является приведение форм и методов борьбы с преступностью в соответствие с уголовно-правовой политикой государства

На основании федеральных целевых программ по борьбе с преступностью в МВД России разрабатываются планы основных организационных мероприятий органов внутренних дел по решению и реализации концепций федеральных органов государственной власти, которые воплощаются в конкретных управленческих нормативных документах, директивах и решениях коллегий МВД России.

Ведомственными нормативными актами МВД России определен порядок планирования, виды планов, организация планирования, основные требования к содержанию и структуре планов, организация контроля за выполнением планируемых МВД России мероприятий.

Предусмотрено обязательное согласование в штабных подразделениях органов внутренних дел проектов программ и планов, предусматривающих участие в их разработке в качестве соисполнителей двух и более структурных подразделений, осуществляющих борьбу с преступлениями или взаимодействующих с ними.

При этом практика планирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел России обусловливается рядом факторов:

  • местом, занимаемым органом внутренних дел (подразделением) в иерархической структуре органов внутренних дел;
  • масштабностью планирования;
  • временным периодом действия разрабатываемого плана;
  • выбранным средством решения поставленных целей и т. д.

Например, содержательная характеристика целей планирования указанной деятельности по борьбе с преступлениями зависит от его вида: перспективного и текущего, ведомственного (отраслевого) и комплексного, программно-целевого и других видов планирования, которые реализуются на трех взаимосвязанных уровнях: комплексно-территориальном, ведомственно-отраслевом и индивидуальном.

В перспективном планировании органами внутренних дел в рамках борьбы с преступлениями по существу выделились следующие основные направления:

  • общие планы органа в целом на определенный длительный срок;
  • комплексные программы или планы решения отдельных проблем борьбы с преступлениями, а также деятельности органов внутренних дел различных регионов.

В текущем планировании особое место занимают специальные планы, разрабатываемые для решения различных локальных оперативно-служебных задач, в частности, планы комплексных мероприятий (операций) по предупреждению и пресечению различных видов преступлений и правонарушений. Они реализуются как силами оперативных подразделений полиции, так и совместно с подразделениями полиции по охране общественного порядка.

На основе указанных планов предполагается организация и осуществление всего комплекса оперативно-тактического планирования практических действий территориальных органов внутренних дел в конкретных операциях.

Например, оперативно-тактическое планирование позволяет определить программу коллективных действий сотрудников оперативных подразделений, поскольку включает в себя следующие основные элементы:

  • выдвижение обоснованных предположений (версий) о событиях, лицах и других обстоятельствах исследуемых фактов;
  • определение подлежащих решению конкретных оперативно-тактических задач;
  • выбор (определение) эффективных путей и способов решения оперативно-тактических задач.

Оперативно-тактическое планирование является важным дисциплинирующим фактором, предохраняющим оперативный состав от произвольных, непродуманных действий, которые могут привести к нарушению законности и другим нежелательным последствиям.

Оно создает реальные предпосылки для систематического действенного контроля соответствующих руководителей рассматриваемых органов и подразделений за работой своих подчиненных, позволяет своевременно выявлять недостатки, вносить необходимые коррективы в ранее принятые планы, объективно оценивать деятельность сотрудников по организации и осуществлению мероприятий, направленных на решение оперативно-тактических задач.

Организация взаимодействия представляет собой систему действий, направленных на обеспечение консолидации, согласования, упорядочивания, приведения в стройную систему деятельности оперативных подразделений, других подразделений территориальных органов внутренних дел, иных субъектов, с учетом их компетенции, для решения задач борьбы с преступлениями.

Основная цель взаимодействия (внутреннего и внешнего) – способствовать согласованными действиями выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, защите прав и законных интересов участников экономических отношений.

Частной целью взаимодействия может выступать решение каких-либо отдельных вопросов, связанных с защитой от преступных посягательств, например, совершенствование профилактики преступлений, возмещение материального ущерба, реализация оперативно-розыскной информации, оперативно-розыскного обеспечения предварительного следствия и судебного разбирательства.

Внутреннее взаимодействие территориальных органов внутренних дел, их оперативных подразделений между собой, с другими подразделениями органов внутренних дел следует понимать, как согласованную (по целям, месту и времени) деятельность по выполнению стоящих перед ними задач по борьбе с преступлениями.

Интересно
В настоящее время в органах внутренних дел сформирована и апробирована система ведомственных и межведомственных рабочих совещаний по наиболее сложным материалам оперативных проверок и уголовным делам.

Внешнее взаимодействие органов внутренних дел, их оперативных подразделений представляет собой согласованную деятельность с различными субъектами от преступных посягательств, не входящими в систему органов внутренних дел. Например, органами внутренних дел постоянно осуществляется рабочее взаимодействие с органами ФСБ России, ФСИН России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Аналогичное взаимодействие осуществляется с правоохранительными органами иностранных государств.

Значение организации внутреннего и внешнего взаимодействия органов внутренних дел состоит в том, что оно позволяет полнее использовать возможности каждого из субъектов, располагающих различными средствами решения стоящих перед ними задач по защите от преступных посягательств, вести борьбу с преступлениями более целенаправленно и наступательно, правильно намечая приоритетные направления этой деятельности, оптимально распределяя силы и средства.

Внутреннее и внешнее взаимодействие территориальных органов внутренних дел имеет несколько организационных форм:

  • совместный анализ оперативной обстановки, включая состояние организованной преступности;
  • совместное планирование и проведение оперативно-розыскных мероприятий (операций) по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений;
  • обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, в частности, находящихся в местах лишения свободы;
  • использование во взаимных интересах оперативно-розыскных и иных возможностей взаимодействующих субъектов, включая каналы НЦБ Интерпола, деловые связи с зарубежными правоохранительными органами;
  • проведение рабочих встреч, коллегий, оперативных совещаний;
  • обмен опытом работы, содействие в подготовке кадров, проведении совместных научных исследований;
  • совместная разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам борьбы с преступлениями и т. д.

Велика роль межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ на определенный период. Такие программы являются важным элементом правовой основы международного сотрудничества органов внутренних дел России.

Обстоятельную регламентацию получили вопросы внутреннего и внешнего взаимодействия органов внутренних дел при осуществлении борьбы с преступлениями в ведомственных и межведомственных нормативных правовых актах.

МВД России изданы приказы и инструкции, регламентирующие вопросы взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, в частности, оперативных подразделений полиции между собой и со следственными подразделениями при расследовании организованной преступной деятельности, а также с полицейскими атташе иностранных государств.

Совместным нормативным правовым актом определен порядок информационного взаимодействия между органами внутренних дел и Генеральной прокуратурой, Федеральной службой по финансовому мониторингу, ФНС, ФСБ, ФТС, СК и Центрального банка Российской Федерации.

В отдельных совместных правовых актах сформулированы основы взаимодействия не только правоохранительных органов, но и других министерств, задействованных в решении задач борьбы с экономическими преступлениями (министерств транспорта, здравоохранения и социального развития, сельского хозяйства), при пересечении государственной границы Российской Федерации транспортными средствами и при перемещении через государственную границу товаров в морских пунктах пропуска.

При этом важное значение имеют утверждаемые взаимодействующими субъектами межведомственные планы их работы по борьбе с экономическими преступлениями в отдельных отраслях и сферах экономики либо по решению конкретных актуальных проблем на приоритетных направлениях, а также иные документы, содержащие межведомственные неотложные меры по обеспечению экономической безопасности на криминогенных объектах экономики (например, на объектах морского транспорта) или аналогичные целевые программы МВД, других министерств и ведомств Российской Федерации.

В некоторых совместных нормативных правовых актах установлены перечни сведений, перечни первоочередной информации, которыми должны обмениваться взаимодействующие субъекты, а также определен порядок проведения отдельных специальных операций, а также порядок создания межведомственных рабочих групп.

Оценка и контроль за работой органов внутренних дел по борьбе с преступлениями рассматриваются как важнейшие функции управления

Целью оценки является определение эффективности деятельности территориальных органов МВД России по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности, обеспечению общественной безопасности и выработка управленческих решений в отношении конкретного территориального органа МВД России с учетом условий его функционирования.

Одним из основных направлений совершенствования рассматриваемой деятельности территориальных органов внутренних дел и оперативных подразделений является разработка критериев оценки их работы в сфере борьбы с преступлениями.

Понятие «критерий» тесно связано с понятием «показатель». Между тем они неравнозначны по своему содержанию, так как показатель – это то, что оценивается, например, количество выявленных экономических преступлений. Критерий (мерило) оценки в данном случае должен отвечать на вопрос, хорошо это или плохо (положительная оценка или отрицательная).

Многие специалисты придерживаются мнения о том, что критерии оценки деятельности органов внутренних дел России должны исходить из целей и задач по борьбе с преступлениями, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах.

В настоящее время деятельность территориальных органов внутренних дел и их оперативных подразделений оценивается по ряду показателей, основными из которых являются:

  1. Показатели вневедомственной оценки безопасности граждан и деятельности министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
  2. Показатели ведомственной статистической оценки результатов деятельности министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
  3. Показатели, характеризующие условия функционирования территориальных органов МВД России.

Деятельность территориальных органов МВД России на районном уровне и их подразделений ЭБиПК, подчиненных территориальным органам МВД России на региональном уровне, оценивается также на основе сведений о лицах, совершивших преступления, характеризующих:

  • число участников организованных групп и преступных сообществ (из числа выявленных территориальным органом МВД России), уголовные дела в отношении которых направлены в суд;
  • число лиц, уголовные дела в отношении которых направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям;
  • число лиц, уголовные дела в отношении которых направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям коррупционной направленности.

Руководители территориальных органов МВД России должны также руководствоваться распоряжением МВД России от 31 мая 2013 г. № 1/5107 «О системе изучения и оценки оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции».

При этом они особое внимание должны уделять:

  • выявлению тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности, а также преступлений, следствие по которым обязательно, совершенных в крупном и особо крупном размере;
  • количеству заведенных и реализованных ДОУ по фактам хищений денежных средств, выделяемых в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
  • удельному весу ДОУ от общего количества заведенных, прекращенных за неподтверждением оснований их заведения;
  • общей сумме ущерба, возмещенного на этапе доследственной проверки материалов и по делам оперативного учета;
  • подбору и расстановке оперативных источников в первую очередь в структурах органов власти и управления, ведающих вопросами бюджетного финансирования, а также землепользования, и получение от них значимой информации.

Работа по оптимизации критериев оценки и показателей деятельности территориальных органов внутренних дел продолжается. В ряде территориальных органов внутренних дел на региональном уровне в этих целях проводятся эксперименты, по результатам которых планируется принимать окончательное решение об их продолжении либо завершении.

Контроль является прерогативой субъектов управления, т. е. руководителей органов внутренних дел, их специализированных подразделений.

К числу субъектов контроля следует также отнести коллегиальные органы управления: коллегии и оперативные совещания при руководителях.

Специфика контроля как функции управления выражается в:

  • установлении соответствия деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с преступлениями заданным предписаниям МВД России, территориальных органов МВД России по субъекту Российской Федерации;
  • выявлении недостатков в их деятельности, а также достоинств в организации и тактике выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;
  • разработке и принятии мер по устранению обнаруженных недостатков и причин, их породивших.

Контроль осуществляется в различных формах, к которым следует отнести:

  • комплексное инспектирование территориальных органов внутренних дел, их оперативных подразделений (один раз в пять лет);
  • контрольные проверки (проводятся по истечении шести месяцев после комплексного инспектирования);
  • целевые проверки (по мере необходимости);
  • текущий контроль;
  • зональный контроль.

В процессе осуществления контроля решается ряд задач, основными из которых являются:

  • повышение уровня повседневного руководства подчиненными территориальными органами внутренних дел в сфере борьбы с указанными преступлениями;
  • своевременное принятие необходимых мер по стабилизации оперативной обстановки на объектах и в отраслях экономики региона, города, района, иного муниципального образования;
  • обеспечение своевременности и качества выполнения управленческих решений, принятых в части усиления борьбы с преступлениями;
  • поиск, выявление положительного опыта организации борьбы с преступлениями и внедрение его в практику работы других территориальных органов внутренних дел;
  • содействие правильному подбору и расстановке кадров, непосредственно решающих задачи, связанные с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений.

Основной акцент в настоящее время сделан на усиление контроля за эффективностью организации оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений территориальных органов МВД России по приоритетным направлениям.

Среди основных организационно-управленческих мер, применяемых субъектами организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, особое место принадлежит оказанию практической помощи нижестоящим оперативным подразделениям. Оно тесно связано с кадровым и научным обеспечением их оперативно-розыскной деятельности.

Оказание практической помощи нижестоящим оперативным подразделениям должно выражаться прежде всего в следующем:

  • в выявлении и распространении положительного опыта, а также внедрении новых организационных форм и тактических приемов, последних научных достижений и технических средств в практику борьбы с преступлениями;
  • в подготовке методических рекомендаций по совершенствованию организации и осуществления данной деятельности;
  • в организации аналитических исследований проблемных вопросов борьбы с преступностью;
  • в принятии к своему производству наиболее сложных дел оперативного учета, а также требующих организации межрегионального либо межведомственного взаимодействия, с целью раскрытия преступлений, совершаемых на территории нескольких муниципальных образований, республик, краев и областей;
  • в организации проведения наиболее сложных оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступных действий проверяемых и разрабатываемых лиц с использованием всех возможностей оперативно-розыскной деятельности;
  • в непосредственном участии руководителей и сотрудников вышестоящих оперативных подразделений в решении организационно-управленческих и организационно-тактических вопросов оперативно-розыскной деятельности нижестоящих оперативных подразделений территориальных органов внутренних дел на региональном и районном уровнях.

В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности нижестоящих оперативных подразделений в целом, оперативными главками и управлениями МВД России осуществляются следующие мероприятия:

  • заслушивание соответствующих руководителей территориальных органов МВД России и их оперативных подразделений соответственно у курирующего заместителя Министра внутренних дел и начальника главка, управления;
  • выезды сотрудников главков, управлений МВД России в оперативные подразделения территориальных органов, прежде всего состоящие на особом контроле, с целью оказания практической и методической помощи;
  • направление обзоров по различным вопросам организации борьбы с преступностью, а также инструктивных писем руководителям соответствующих органов внутренних дел об активизации оперативно-розыскной деятельности и методических материалов по приоритетным направлениям деятельности оперативных подразделений;
  • организация и проведение стажировки отдельных руководителей, прежде всего из числа вновь назначенных, а также других категорий сотрудников оперативных подразделений территориальных органов внутренних дел.

Работа по оказанию практической помощи нижестоящим оперативным подразделениям должна постоянно находиться в поле зрения соответствующих руководителей органов внутренних дел.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)