Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых не связано с ограничением конституционных прав граждан

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие по сбору информации в процессе непосредственной беседы сотрудника оперативного подразделения (лица, действующего по его поручению или заданию) с гражданами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Интересно
Субъектами рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия являются сотрудники оперативных подразделений. Кроме того, опрос могут проводить по поручению оперативных сотрудников сотрудники подразделений и служб полиции (участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба и др.).

Объектами опроса являются лица, которые могут быть осведомлены о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес.

В ходе опроса решаются задачи, которые определены в ст. 2 ФЗ об ОРД.

Рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие не требует разрешения на проведение, т. е. оперативный сотрудник самостоятельно определяет наличие законных оснований, указанных в ст. 7 ФЗ об ОРД, и осуществляет его в зависимости от решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Опрос осуществляется по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД, независимо от наличия возбужденного уголовного дела

Он может осуществляться оперативным сотрудником как отдельно, так и в комплексе с другими оперативно-розыскными мероприятиями (оперативное внедрение, отождествление личности, наведение справок и др.).

В зависимости от целей, условий и личности опрашиваемого лица опрос может проводиться гласно и негласно, с зашифровкой и без зашифровки цели.

Названные виды опроса применяются в различных комбинациях, образуя отдельные подвиды рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия.

Результаты опроса, в зависимости от его вида, характера полученных сведений и отношения к ним опрашиваемого лица, могут быть оформлены заявлением, объяснением, протоколом явки с повинной, рапортом или справкой должностного лица. В ходе опроса могут быть использованы видео- и звукозапись, иные специальные технические средства.

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на непосредственном изучении документов и архивных материалов, содержащих сведения, представляющие оперативный интерес, а также направлении запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого лица, его родственных связях, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить причастность к противоправной деятельности.

Объектами являются прежде всего документы и архивные материалы, содержащие сведения, представляющие оперативный интерес. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета (далее – ДОУ), отказных материалах и др. Кроме того, информацию можно получить из документов других организаций, учреждений и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней.

Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, таможенных органов, а также банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных структур и т. д.

Субъектами мероприятия, как правило, выступают сотрудники оперативных подразделений, однако, в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств, наведение справок может осуществляться другими должностными лицами либо гражданами, оказывающими содействие как на гласной, так и негласной основе.

Результаты наведения справок в информационных системах, полученные на основании официальных запросов, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовного дела.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов документов или их копий могут направляться в установленном порядке следователю, органу дознания для приобщения к материалам уголовных дел.

Сбор образцов для сравнительного исследования – получение материальных объектов, являющихся носителями информации, необходимых для последующего криминалистического, научно-технического и иного сравнительного исследования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Объектами проводимого мероприятия могут выступать лица, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, неопознанные трупы, а также криминогенные элементы, где находятся предметы и вещества, являющиеся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Виды собираемых образцов:

  • предметы и вещества, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования (физиологические компоненты человека: кровь, слюна, запах, сперма, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк; следы обуви и транспортных средств, микрочастицы и др.);
  • объекты, являющиеся составной частью целого и подлежащие самостоятельному исследованию (предметы, изъятые из гражданского оборота: оружие, взрывчатые вещества, наркотики; сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; компьютерные программы и файлы, похищенное имущество и др.).

Субъектом данного оперативно-розыскного мероприятия является сотрудник оперативного подразделения. Участниками – лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе; специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными познаниями.

Сбор образцов осуществляется путем гласного или негласного получения предметов, в т. ч. с использованием при необходимости специальных технических и иных средств. Сбор образцов может осуществляться с помощью оперативных комбинаций.

При сборе образцов оперативный сотрудник должен продумать точность выбора образцов, их достоверность и сохранность.

Для сравнительного исследования целесообразно направлять лишь часть расходных образцов для того, чтобы обеспечить при необходимости проведение экспертизы в ходе уголовного процесса по оставшейся их части.

Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности.

Объектами мероприятия выступают лица, обоснованно подозреваемые в сбыте вещей, изъятых из гражданского оборота либо похищенных, а также занимающиеся мошенничеством.

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (наркотики, оружие, боеприпасы и т. д.)

Целями проверочной закупки являются: документирование фактов противоправной деятельности, задержание с поличным лиц, занимающихся торговлей запрещенными предметами, сбытом похищенного имущества, совершающих мошенничество.

Субъектом проверочной закупки может выступать сотрудник оперативного подразделения или лицо, оказывающее конфиденциальное содействие.

В зависимости от наличия у проверяемых лиц права на совершение сделки купли-продажи, проверочные закупки можно разделить на две категории:

  • закупки у лиц, имеющих право на совершение гражданско-правовых сделок (продавцы магазинов, предприятий общественного питания, рынков и т. д.);
  • закупки у лиц, владеющих продаваемыми предметами незаконно.

Проверочная закупка считается завершенной после фактической передачи товара покупателю и получения продавцом средств расчета. В случае недостаточности оснований для возбуждения уголовного дела факт проведения проверочной закупки перед продавцом может не расшифровываться.

Исследование предметов и документов – это непроцессуальное криминалистическое, научно-техническое или иное исследование объектов, полученных в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.

Объектами мероприятия могут выступать две группы предметов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий:

  • служащие средством отождествления личности (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха, почерка, следы обуви и т. д.);
  • несущие на себе следы преступлений (оружие, наркотики, орудия преступлений, компьютерные программы и т. д.).

Целями исследования являются:

  • определение принадлежности и отождествление биологических объектов;
  • получение информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета;
  • идентификация следов преступной деятельности;
  • определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно розыскной деятельности.

Субъекты исследования – это эксперты-криминалисты правоохранительных органов, а также специалисты научно-исследовательских учреждений других ведомств, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями.

Отдельные лица, обладающие специальными научными, техническими и иными познаниями, могут привлекаться к проведению исследований на контрактной основе.

При наличии стандартизированных методик исследования они могут проводиться и самим оперативным сотрудником (например, определение наркотического вещества с помощью экспресс-анализатора).

Результаты исследования объектов, проведенного в учреждениях системы МВД России, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенного в иных учреждениях, – документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены дознавателю или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо его исследование проводилось при условии конфиденциальности.

Отождествление личности – это оперативно-розыскное мероприятие, связанное с идентификацией лиц, причастных к подготовке и совершению преступлений либо находящихся в розыске.

Объектами отождествления могут быть не только живые лица и неопознанные трупы, но также предметы, вещи, документы бесхозные либо изъятые у преступника.

Опознающими лицами могут выступать потерпевшие и установленные свидетели.

Отожествление личности может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное отождествление осуществляется гражданами, которые ранее встречались с разыскиваемым лицом и запомнили его внешность, голос и иные признаки. Опосредованное отождествление предполагает распознавание гражданами разыскиваемого лица по словесному портрету или фотоизображению.

Отождествление личности может быть гласным и негласным и использоваться в местах наиболее вероятного появления преступников, и в служебных помещениях органов внутренних дел.

Разновидностью рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия является отождествление подозреваемого лица потерпевшими и очевидцами по имеющимся в органах внутренних дел учетам.

Субъектами данного мероприятия, кроме оперативных сотрудников, могут выступать сотрудники информационных, экспертно-криминалистических подразделений, кинологи и любые другие должностные лица правоохранительных органов, привлекаемые к поиску преступника по признакам его внешности.

Результаты отождествления личности оформляются в зависимости от субъекта проведения оперативно-розыскного мероприятия и степени конспирации:

  • рапортом, в случае если его проводил оперативный сотрудник;
  • актом применения служебно-розыскной собаки;
  • если отождествление личности проводило лицо, оказывающее содействие на конфиденциальной основе, то результаты оформляются документами, предусмотренными ведомственными приказами.

Наблюдение – это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на сбор информации об объекте путем непосредственно визуального, слухового или опосредованного электронного, радиолокационного способов контроля, осуществляемых в помещениях, транспорте и на открытой местности.

Данная классификация базируется на способах восприятия информации. Исходя из этого можно выделить следующие виды наблюдения: физическое, электронное либо комплексное, т. е. сочетающее в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение – это восприятие информации непосредственно субъектом наблюдения без применения специальной техники (физиологических способов восприятия). Допускается использование приборов увеличительного, усиливающего свойства (физические).

Электронное наблюдение проводится только с применением специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, т. е. опосредованно.

Субъектами физического и электронного наблюдения могут быть: сотрудники оперативных подразделений; по их поручению – граждане, оказывающие все виды содействия органам внутренних дел в любых формах.

В процессе осуществления любого вида наблюдения может проводиться негласная фото-, кино- или видеосъемка.

Результаты наблюдения, проводившегося лично оперативным сотрудником либо по его поручению другими сотрудниками органов внутренних дел, отдельными гражданами, оформляются рапортом.

Наблюдение, проводившееся представителями общественности либо с их участием, оформляется актом наблюдения, составляемым его участниками

В случае неполучения информации, представляющей оперативный интерес, – справкой оперативного сотрудника. Данные документы могут быть использованы как в оперативных целях, так и в процессе доказывания в соответствии с уголовно-процессуальным законом.

В случае привлечения к наблюдению граждан, внештатных сотрудников и наличия согласия стать участниками уголовного процесса результат оформляется объяснением от данных лиц, которое приобщается к материалам уголовного дела.

Контролируемая поставка – это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающее контролируемое перемещение, перевозку, пересылку предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещается либо оборот их ограничен в целях получения информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Контролируемые поставки подразделяются на внутренние, проводимые на территории Российской Федерации, внешние, осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территории иностранных государств, и транзитные, проводимые через территорию Российской Федерации.

Субъектами контролируемой поставки являются, как правило, сотрудники оперативных подразделений.

Контролируемые поставки проводятся посредством наблюдения за перевозками различными видами транспорта (железнодорожным, морским, речным, автомобильным, авиационным), а так-же путем слежения за почтовыми отправлениями (бандеролями, посылками), грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров.

Результаты контролируемой поставки оформляются в зависимости от поставленных и достигнутых целей и задач, а также участников проведения данного оперативно-розыскного мероприятия – рапортом, сообщениями, справками, доверенностями, приходно-расходными и иными документами, объяснениями граждан или актом контролируемой поставки, а также другими физическими носителями информации, которые могут иметь доказательственное значение по уголовным делам.

Оперативный эксперимент – оперативно-розыскное мероприятие, связанное с созданием негласно контролируемых условий и объектов для преступных посягательств, в целях выявления и задержания лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление.

Субъектами оперативного эксперимента являются:

  • сотрудники оперативных подразделений;
  • сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся оперативными сотрудниками;
  • лица, оказывающие содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел на конфиденциальной основе.

Для участия в оперативном эксперименте оперативные сотрудники привлекают граждан на добровольной основе.

Объектами оперативного эксперимента являются:

  • конкретные лица, обоснованно подозреваемые в преступной деятельности;
  • неизвестные лица, совершающие серийные преступления.

В процессе оперативного эксперимента создаются условия и объекты, при соприкосновении с которыми лицо находится перед выбором: совершать или не совершать преступление.

Важным элементом организации и проведения оперативного эксперимента является четкое соблюдение условий, так как в противном случае возможны варианты провокаций преступлений оперативными сотрудниками.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, а в случае выявления преступлений или лиц, к ним причастных, – актом оперативного эксперимента. К вышеуказанному акту могут быть приобщены физические носители информации, полученные в результате использования в процессе проведения оперативного эксперимента специальных технических и иных средств.

Оперативное внедрение – оперативно-розыскное мероприятие, основанное на легендированном вводе сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел и лиц, оказывающих им содействие, в криминогенную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Субъектами оперативного внедрения являются:

  • сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел;
  • сотрудники системы МВД России, не являющиеся сотрудниками полиции;
  • лица, оказывающие оперативным подразделениям органов внутренних дел содействие на конфиденциальной основе.

Объектами оперативного внедрения являются:

  • организованные преступные группы;
  • отдельные лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления;
  • пораженные преступностью и коррупцией предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности;
  • жилые массивы со сложной криминогенной обстановкой.

Рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие осуществляется с согласия внедряемых лиц. Подбор кандидата для осуществления оперативного внедрения проводится с учетом личных, деловых, профессиональных качеств и специальных знаний, разведывательных способностей и возможностей внедряемых лиц.

В ходе подготовки и осуществления оперативного внедрения, в зависимости от его вида и сложности, инициатором создаются условия для внедрения, осуществляются иные организационно-подготовительные мероприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)