Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий нашли законодательное закрепление в ст. 7 ФЗ об ОРД, где в ч. 1 данной статьи перечислены шесть оснований для проведения любых (без каких-либо ограничений) оперативно-розыскных мероприятий.
По возбужденным уголовным делам, где подозреваемое лицо не установлено, оперативные подразделения, которые, согласно уголовно-процессуальному законодательству, являясь органами дознания, обязаны организовать необходимые оперативно-розыскные мероприятия для установления лица совершившего данное преступное деяние.
О результатах осуществления оперативно-розыскной деятельности и проводимых оперативно-розыскных мероприятий, в рамках возбужденного уголовного дела, оперативные сотрудники обязаны уведомлять следственного работника, в чьем производстве находится уголовное дело.
К этому же основанию относится получение сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления могут находить отражение в средствах массовой информации, сетях Интернета, заявлениях и сообщениях граждан, а также от лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям. Как правило, это первоначальные сведения о признаках преступления, которые нуждаются в проверке, проводимой с помощью оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в ориентировках, розыскных заданиях, постановлениях о розыске обвиняемого, оперативно-справочных учетах, а также в информации, полученной из конфиденциальных источников.
Еще одним основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Согласно уголовно-процессуальному законодательству такие поручения и определения должны даваться в письменном виде.
Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Все запросы должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органов внутренних дел соответствующего уровня. В запросе следует перечислить конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые надлежит провести.
Также, основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются:
- заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье или имущество в связи с его служебной деятельностью;
- обращение председателя суда либо руководителя соответствующего правоохранительного органа;
- получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы в отношении должностного лица.
Фактическим основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности должностного лица.
Органы внутренних дел, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности должностного лица, обязаны в течение трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности, а в случаях, не терпящих отлагательства, применить их незамедлительно.
Заключительным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных стран в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД определены основания для осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях сбора сведений, необходимых для принятия решений:
- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
- о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
- об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (продлении срока действия, аннулировании) удостоверения частного охранника;
- о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности, иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.
Сбор данных, необходимых для принятия решений, перечисленных в пп. 1–3 ст. 7 ФЗ об ОРД, осуществляется подразделениями федеральной службы безопасности.
Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений.
- Основные меры органов внутренних дел по организации оперативно-розыскного предупреждения преступлений
- Сущность, значение и правовая основа организации органами внутренних дел оперативно-розыскного предупреждения преступлений
- Сущность организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению преступлений
- Организационно-управленческие меры
- Сущность организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
- Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых требует судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан
- Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых не связано с ограничением конституционных прав граждан
- Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу